Можно долго издеваться над американцами внедряющими "fun" в учебный процесс до такой степени, что создается впечатление ориентации этого самого учебного процесса то ли на откровенных "даунов", то ли просто .... Можно долго издеваться над людьми "чекинящимися" и зарабатывающих балы за чистку зубов, или подъем в определенное время.
Однако неоднократно подмечено, что в полу-игровом режиме люди осваивают информацию и навыки существенно быстрее. И это можно и нужно использовать, но естественно желательно не доводить до абсурда.
Речь пойдет не о таком модном направлении в педагогике как "деловые игры", и не о программах имитирующих определенные процессы (например клавиатурные тренажеры), речь идет об играх, как таковых не привязанных к обучению.
Но прежде чем о них пойдет речь, я сделаю еще небольшое отступление.
Мой отец преподаватель с большим стажем, а главное очень увлеченный человек. Наверное поэтому он одновременно преподает в ВУЗе, занимается со школьниками, ведет секции в нескольких других ВУЗах и многое другое. С детства я привык видеть живое человеческое общение между школьниками/студентами, моим отцом и его коллегами преподавателями. Фамильяности как таковой не было, и даже из моих уст нормой было обращение к отцу по имени-отчеству. Однако и без фамильярностей было много другого. До сих пор многие бывшие студенты отца звонят со вех уголков нашего земного шара, чтобы поздравить его с праздниками типа Нового Года или дня рождения. Я к этому привык, и считаю что это нормально - быть человеком в общении, а не машиной. Я видел и сам участвовал во многих играх и состязаниях: от спортивных - до интеллектуальных, вплоть до шахмат, шашек и карточных игр. И это тоже привык считать нормальным.
С ВУЗами я тоже имею давнее отношение. Так в 14 лет ходил в педагогический институт занимался информатикой и программированием (как бы это не звучало смешно при наличии Политеха и даже ХИРЭ (радио-электроника), но на тот момент там были самые большие из "неплохо" оснащенных классов). В ХАИ - скалолазанье. В школе преподаватель из Университета (сейчас Национальный Университет им. Каразина) нам давал математику в расширенном режиме. Были "подкурсы" по архитектуре и строительству, которые читала аспирантка архитектурного ВУЗа. В общем по ВУЗам я пошлялся. И везде я видел нормальные человеческие отношения. Да это были времена "Совка" (так не любимого нынче) и начала разрухи, когда еще оставались увлеченные люди. Но даже когда сам учился в конце лихих девяностых, ряд преподавателей еще мог себе позволить сыграть со студентами в настольный теннис (на кафедре!) или в шахматы. Иногда даже в азартные игры типа деберца или преферанса. Конечно игра на паре в преферанс не сильно поощрялась, но к этому относились лучше, чем к подсчету среднего количества ворон по ту сторону стекла. Особенно если при вызове к доске студент мог изобразить нечто похожее на правду, и не намного хуже "внимательно" конспектирующих.
Ну пары - это пары. Сам, каюсь, схлопотал итоговую тройку в третьем семестре по физике (при предыдущих отлично), причем наиболее вероятной причиной является то, что словили за игрой в преферанс. Причем, зная преподавателя, подозреваю, что не столько за сам факт игры, сколько за то, что словили. Но кроме пар никогда не было зазорным посоревноваться в интеллектуальные или спортивные развлечения. О чем можно говорить, если в нашем ВУЗе большая часть преподавателей возраста от 45 лет имеют спортивные разряды вплоть до мастеров, и зачастую не по одному виду порта. При этом далеко не все из них забросили свои занятия до сих пор.
Было нормой стоять плечом к плечу со студентами хоть при выполнении государственной темы, хоть при строительстве, хоть при уборке урожая в подшефном колхозе, хоть на соревнованиях факультетов/институтов.
А что теперь? А теперь с интервалом в пару месяцев весь преподавательский персонал ВУЗа (на сколько я знаю не только нашего, хотя и слышал, что не везде такой маразм) подписывает бумаги об отсутствии неформальных отношений со студентами. И хотя изначально под этим понимается отсутствие взяток... трактуется это, при желании, как угодно. Практически любые общения, кроме как на парах и кроме как по учебном плану, могут при желании трактовать, как неформальные и неуставные отношения. Я конечно со свечкой не стоял, но что-то подсказывает, что взяткам все эти бумаги не сильно мешают. Доходит до того, что теннисные столы на кафедрах стоят так, чтобы за ними было невозможно играть. Чтобы не дай Бог никто не заподозрил, что тут МОГУТ играть студенты или О УЖАС со студентами. Ни студентам ни преподавателям (по отдельности) тоже нельзя играть, мы ж в храме науки!!! Недавно заходил в пединститут, у них в каморке стоял бильярдный стол - забит бедняга досками сверху.
Это во всяких там Google пусть считают, что подобное приносит пользу. А у нас твердо убеждены, что это вредит и рабочему и учебному процессу. (ну да вместо работы народ тут развлекается).
А теперь уже ближе к теме.
Во время очередного посещения АСВ (Львовская Академия сухопутных войск), причем как раз в разгар вышеописанных нововведений, в одной из аудиторий увидел курсантов усиленно "шпилящих" в контру (Counter-Strike если кто вдуг не в курсе). Причем, при этом, народ активно переговаривался не обращая ни малейшего внимания ни на преподавателей, ни на других курсантов. Из других курсантов кто-то сидел набирал что-то в текстовых редакторах, кто-то сидел в интернете, кто-то гонялся в какие-то гонки.. А у нас, как я уже говорил, как раз в очередной раз только закрутили гайки. На удивленный вопрос: "а что это у Вас тут происходит?", мне спокойно ответили, что это народ готовится к зачету по командной тактике и по вождению. В общем по примеру западных коллег, наши бравые военные внедрили игры в учебный процесс. Многие студенты сейчас могут радостно загалдеть, что вот у них бы в ВУЗе зачеты ставили по ДОТе, CS и прочим NFS'ам. Знаете, есть такая фраза: худшее наказание это когда игру делают обязательной. Так и тут курсанам выдвигались достаточно жесткие условия для получения зачета по Counter-Strike. В лучших традициях военных, группа делится на подгруппы усаживается в разные аудитории и под присмотром преподавателей начинает воевать либо против друг-друга, либо против ботов на высшем уровне. В итоге выигрывает не та команда где каждый из игроков немеряно крут, а та которая умеет играть командой. Кстати по командным соревнованиям могу казать абсолютно тоже самое: команда в которой каждый игрок индивидуальность, очень редко проигрывает слаженным среднячкам. Как сказали военные коллеги, после подобных занятий народ гораздо лучше работает и в тренировочных боях а-ля пейнтбол/страйкбол и даже в учениях непосредственно на военной технике.
Одной из основных проблем нашего образования я как раз считаю, что в лучшем случае мы готовим людей, которые готовы работать по принципу: хочешь что-то сделать - сделай сам. Студенты абсолютно не умеют координировать свои действия с другими. Они не умеют распределять роли и ответственности, они не умеют саморегулироваться. И даже при наличии некоторого "командующего звена" из преподавателей, большая часть все равно будет работать самостоятельно. Максимальные размеры группы это 2-3 человека связанные обычно какими-то отношениями (друзья по жизни, соседи по комнате, "семейная пара"). Но даже в этом случае обычно кто-то один делает существенно больше.
Если у кафедры большой поток, то иногда группы бывают и больше. Но редко. Если группы небольшие и вообще студентов мало - это крайне плохо. Почему? Потому что студенческая группа очень редко бывает слаженной благодаря сходству интересов. Гораздо чаще работает вариант при котором большая часть группы друг друга не переносит на дух. И так получается что из группы 15-20 человек, активных (из которых имеет смысл делать инженеров) всего 3-4. При этом в силу обстоятельств эти люди общаются друг с другом по принципу военного нейтралитета холодной войны с железным занавесом...
Как вариант решения данной проблемы - из таки ребят можно формировать большие группы, если объединить несколько курсов... Да вот незадача: студенты между курсами плохо общаются. И если младшие еще как-то знают старших (часто по причинам типа "дай списать", "а можешь решить?"), то старшие практически поголовно не интересуются "малышами". Иключения составляют те кто живут в одном общежитии и связаны тамошними "делами".
Кроме того есть еще одна проблема - разный уровень знаний по специальности. Очень малое количество задач можно успешно разделить между студентами с разным уровнем знаний. Старшим проще это сделать самостоятельно без нудных объяснений. При этом, если таки заставить то возникает другая проблема: старшие сами не настолько хорошо разбираются чтобы объяснять, да и педстажа не имеют. Как итог все озлобленны и раcстроены.
В то же время, даже самые банальные игры иногда могут дать отнюдь не отрицательный результат (сапер в косынке). А уж коммандные игры или соревнования - тем более. Основная прелесть подобных игр состоит в стом, что "пред игрою все равны". Естетсвенно, есть люди увлеченные ДОТой, ЦэЭсом, танчиками... Настолько увлеченные, что могут дать фору кому угодно. Но что характерно, человеком который даст всем прикурить с равной вероятностью может оказаться как старшекурсник, так и првокурсник. Также характерно то, что сплоченная комманда всегда может устроить большую нервотрепку любому специалисту (укр. поговорка: "Гуртом добре й батька бити")
Я молчу про всякие там корпоративные "тимбилдинги", но даже в ВУЗах (преимущественно западных) есть чисто игровые курсы: Навыки 21-го века в игре Starcraft (Университет Флориды)
Есть и куча других, связанных с играми не напрямую, а полукосвенно. Например из того же источника: Миры скандинавской фэнтези: Старые норвежские саги и игра «Небесный край» (Skyrim) (Университет Райс)
Можно снова вспомнить начало статьи звучащее в стиле "в Америке с жиру бесяся", но на деле, не только в америке. Мне попадались на официальных и полуофициальных сайтах факультетов и кафедр (вплоть до Бауманки) объявления о трунирах по StarCraft, CS, Quake и многим другим играм. Я не собираюсь агитировать за то, чтобы вместо высшей математики начали устраивать батлы в WoT, но и перегибание палки в обратную сторону, когда конкурсы устраиваемые преподавателями за свой счет и по собственно инициативе, чтобы хоть как-то поддержать инициативных студентов начинали запрещать под лозунгом неформальных отношений.
В общем, как-то так. А Вы что думаете?
Комментариев нет:
Отправить комментарий