Ровно через месяц мы будем проводить олимпиаду "САПР и компьютерное моделирование в машиностроении", которая уже на протяжении 20 лет является успешной, хоть и своеобразной кузницей кадров. Кадров высококвалифицированных и весьма уникальных. Но об этом будет ниже, а пока просто опишу общую ситуацию для любых подобных олимпиад и конкурсов.
Олимпиады и конкурсы являются в некотором роде индикатором состояния образования как в отдельных направлениях так и в целом. Естественно, раз это олимпиада, то по идее речь идет о “лучших из лучших”. И по уровню этих лучших можно судить о текущем состоянии и о направлении движения. В последнее время и само образование несколько лихорадит и с выделением “лучших из лучших”. Нередко вспоминается фраза кота-кардинала. И в связи с этим, думаю, будет понятно желание не только провести нашу олимпиаду, на как можно более высоком уровне, но и поднять мотивацию к участию в ней (как впрочем и в других олимпиадах) студентов, преподавательских коллективов в частности и ВУЗов вообще.
И вот тут мы приближаемся к цели текста. Дело в том, что на вопрос мотивации разные участники процесса смотрят по разному. Так например, МОН Украины считает, что “указ о проведении…” является необходимым и достаточным условием для высокой мотивации (может даже высшей ;)). В принципе их мнение не так и далеко от действительности, в том плане, что у организаторов иного пути нет, кроме как провести. Вопрос “как провести” это уже проблемы организаторов. ВУЗы тоже имеют некоторую мотивацию - поставить галочку об участии в мероприятии санкционированном МОН. Но и отношение соответствующее - будет галочка - хорошо, нет - и не нужно. В некоторых случаях, особенно для ВУЗов, которые борются за звание дома высокой культуры и быта.. за место в рейтинге, мотивация в участии присутствует только при наличии возможности получить дополнительные пункты перед МОН за призовые места. Чаще всего это происходит по тому же принципу - спускается распоряжение и устная рекомендация победить. И вот тут мы приходим к непосредственным участникам процесса - студентам, которые будут участвовать, и преподавателям, которые будут их готовить. И вот тут происходит разрыв шаблона. Потому что если для преподавателя итог в виде “грамоты ПОБЕДИТЕЛЯ”, очень неплохой результат для отмазки перед начальством (а большего он все равно не увидит, максимум словесное поощрение от ближайшего начальства). То студент… Если предложить студенту на выбор грамоту о “1 месте” или приз (ну к примеру квадрокоптер) но без места, он почему-то выберет приз… И грамота о призовом месте греет душу в комплекте с призом - гораздо сильнее чем без оного. А без оного греется только ЧСВ, а на душе нередко скребут кошки.
Проблема в том, что затраты на призы, как впрочем и на любые официальные и неофициальные (типа банкета для преподавателей, который вроде как и необязателен, но попробуй его не проведи ;) ) не санкционированы Министерством, а значит и руководствами ВУЗов воспринимаются без особого энтузиазма иногда вплоть до полного непонимания (зависит от ВУЗовского начальства и отношения между оргкомитетом и руководством).
В связи с этим у любых организаторов мероприятий типа олимпиад и конкурсов для ВСЕЯ СТРАНЫ есть набор потребностей. Естественно большая часть этих потребностей сводится в финансовую плоскость. Большая, но не вся.
Итак общий список потребностей организаторов:
Материальные:
- покрытие организационных расходов, включая рассылки, печати грамот, подготовку заданий в нужном количестве, экскурсий, обеды участников и "микробанкет" организаторов со спонсорами и преподами и многое другое.
- призы победителям, призерам и пр.
- раздатка участникам (блокноты, календари, ручки и пр)
- помощь в привлечении студентов и преподавателей для участия в олимпиаде и конкурсе. Как показывает практика адресное уведомление по принципам сарафанного радио работает несколько лучше чем рассылка на оф. почты универов от МОНУ.
- задание на олимпиаду. Ваша компания может сделать свое задание на основе тех задач, которые встречаются у вас чаще. С нашей стороны только требование чтобы оно попадало в рамки общего канона мероприятия и тут мы готовы участвовать чтобы довести
- участие в работе жюри и пр.
- предложение стажировки призерам или отдельным участникам (например всем успешно выполнившим ваше задание).
В любом из пунктов возможно участие на разных уровнях. Для примера возьмем призы:
- финансовое участие
- вклад в денежном эквиваленте (организаторы собирают деньги со спонсоров и сами переводят итоговую сумму в призы)
- вклад в виде готовых призов предоставленных партнерами
- условия награждения
- без условий (просто по итоговому рейтингу, определенному в ходе олимпиады)
- Партнер сам решает кого наградить.
- на основе определенных и озвученных им принципов
- на основе собственного произвола ;)
- Партнер награждает тех кто взялся за выполнение задачи составленной самим партнером или в соавторстве с ним.
- не финансовое участие
- сувениры от Партнера. Под сувенирами подразумевается нечто мелкое, что обычно делается для собственных сотрудников, раздачи на конференциях и пр: кепки, футболки, чашки...
- Стажировка у партнера.
В общем как видно тут главное желание стать партнером, а по типу участия можно договориться с организаторами. Поверьте они будут рады любой помощи (хотя, естественно, будут пытаться раскрутить по максимуму ;) )
И вот теперь вернемся к нашей олимпиаде и попробуем уговорить на партнерство ;)
Как было сказано в начале олимпиада "САПР и компьютерное моделирование в машиностроении" на протяжении 20 лет является успешной, хоть и своеобразной кузницей кадров. Кадров высококвалифицированных и весьма уникальных. В чем же причина?
А причина проста - в достаточно сжатые сроки участники должны решить задачи связанные с разработкой продукта автоматизирующего решение реальных задач промышленности. В ходе очной олимпиады участникам дается 4 часа, в ходе заочной - 2 недели. Естественно задачи формируются таким образом, чтобы основную концепцию и цель можно было реализовать за 4 часа, но при этом оставалось серьезное поле для "допиливания" продукта. И конечно для решения этих задач за 4 часа нужны не просто теоретические знания, которые обычно проверяются в рамках классических ВУЗовских олимпиад, но наличие реальных практических навыков, собственных наработок и умения использовать эти наработки.
С примерами задач можно ознакомиться по ссылке: http://bit.ly/2rpiYqO. Страница посвященная олимпиаде, с приглашениями, новостями, доп. информацией расположена на сайте кафедры: http://tmm-sapr.org/olympiada
Но если обобщить и дать описания всем задачам то можно сказать так. В ходе олимпиады участникам дается от 3х до 6 задач, на связку трехмерного моделирования, визуализации и программирования. Задачи отличаются друг от друга не только объектами, но и предпочтениями к выполнению. В одних задачах почти нет программирования, а весь упор сделан на моделировании типовых машиностроительных объектов в современных CAD системах. В других, основной упор в разработке эффективных алгоритмов и программного кода,общий смысл которых совпадает с существующими коммерческими программными продуктами. Зачастую речь идет не о всем функционале, но о базовых концепциях или часто используемых операциях заложенных в этих продуктах.
Наивысшие оценки обычно получают те, кто может эффективно объединять в собственном решении чужие, зачастую проприетарные программы. Включая их в экосистему с помощью имеющегося у них API, как некий черный ящик, чей функционал дополняется и расширяется за счет собственной программной разработки.
Впрочем следует отметить, что призовые места нередко получают ребята настолько владеющие имеющемся инструментарием, что могли решить задачи на моделирование чистым программированием, а задачи на программирование - моделированием.
Разноплановость задачи требует широкого набора компетенций. Среди задач были задачи на: автоматизацию проектирования и создания 3D моделей и чертежей, распознавание образов, выполнение инженерных расчетов, решение оптимизационных задач, компьютерную графику (визуализация, анимация), работу с нейтральными форматами (dxf, stl, step, bhv), решению задачи синтеза на основе неполных данных, работу с базами данных и многое другое
Кроме очной и заочной олимпиады в которых ежегодно принимает участие 30-50 и 90-150 соответственно, ежегодно проходит конкурс студенческих научных работ (общее число - до 100 работ, во второй тур обычно выходит 15-20). Тематики данных работ являются еще более разнообразными, а сами конкурсные работы состоятельными в плане сложности задач и их реализации.
Многие ребята приняв участие в олимпиаде или конкурсе единожды, впоследствии прикладывали значительные усилия, чтобы снова принять участие в данном соревновании. Ввиду того, что умения программировать и взаимодействовать программным кодом с чужими продуктами является одним из ключевых навыков необходимых в победе. Большинство ребят хоть раз попавших в первую десятку мест (обычно это 25% от числа участников), впоследствии шли работать в IT компании именно по направлениям разработки ПО. Среди таких компаний где в итоге оказывались востребованными подобные специалисты можно назвать: AMC Bridge, Aqua Soft, Epam, Global Logic, Intro Pro, NIX Solutions SDC Verifier, SoftServe, Softheme... и даже гиганты типа Altair, Autodesk, Samsung
Следует отметить, что участники работают не только как программисты, но и как тестировщики, конструктора, инженеры, менеджеры, преподаватели ;)
Общий круг компаний приобщившихся к использованию результатов "естественного отбора" существенно шире перечисленного.
Таким образом участие в Олимпиаде и Конкурсе в качестве партнера, это не просто благотворительность ради галочки, возможности написать PR материал о работе Вашей компании на повышение качества инженерного образования, но и возможность найти новых сотрудников, которые еще будучи студентами показывают свои фундаментальные знания, практические навыки и умение работать на результат в соответствии с требованиями заказчика.
Текущая география зарегистрированных участников:
В общем: Приглашаем к сотрудничеству!
Комментариев нет:
Отправить комментарий