- Как уже неоднократно говорил: первичное обучение не должно быть «поголовным». Не должно быть обязательным. Гораздо большего эффекта можно добиться, если группа будет меньше, но это будут желающие. Или хотя бы не «убежденные противники»
- При обучении старшего поколения следует учесть скорость усвоения материала, скорость работы, скорость уставания и ряд других факторов:
- Скорость усвоения материала. Усвоение материала идет в среднем в несколько раз медленнее. Т.е. для эффективного обучения материалов из 40 часового курса, на этот же объем информации необходимо выделять 80-120 часов
- Степень усвоения материала. Разнообразие подходов, которое молодым дает информацию о вариантах работы, нужно убирать. Лучше пусть 10 раз повторят одно и то же. Потому как в отличии от молодежи «простейшие» комбинации сочетаний клавиш или последовательности редактирования настроек операции не запоминаются и после 5тикратного повторения. Количество материала также лучше сократить.
- Скорость работы. За счет возраста последовательность из нескольких действий в три клика мыши растягивается от полуминуты до полутора (это если все делалось правильно), если при этом совершались ошибки - то время на выполнение трех кликов может доходить и до 10ка минут и до полного ступора.
- Скорость уставания. Даже молодежь не всегда выдерживает интенсивные курсы типа 5 дней x 8 часов. Люди старшего возраста физически не выдерживают больше 3-4х часов. Вся информация, что идет после первых пары часов (особенно теоретическая) усваивается гораздо хуже – вплоть до полного отсутствия усвоения. Если «молодежь», когда им интересно, выдерживает подряд 1.5-2 часа без перерывов, то людям старшего возраста нужно делать перерывы даже не через академический час (45 мин), а через полчаса максимум. И для перерыва не достаточно 5 минут. Нужно хотя бы 10-15.
- Время «на переспать». Для того, чтобы пропала боязнь нужно в самом начале сделать паузу. Желательно, чтобы перед паузой обучаемые успели что-то сделать самостоятельно. Мозг запоминает факт свершения и уже на следующий день/неделю не так боится. Никаких вариантов в стиле «доделаем в следующий раз»… Лучше урок не начать делать, чем не доделать!
- Личные достижения. Наилучший вариант, когда пожилые люди создают всю геометрию с нуля, а не модифицируют кем-то подготовленные примеры. Это чисто психологически воспринимается как победа. Т.е. для рассмотрения (к примеру) процесса создания скругления, в начале нужно создать «кубик», ребра/грани которого и будем скруглять. Только после нескольких подобных упражнений можно выдать уже существующую геометрию (но она тоже должна визуально выглядеть лишь «чуть» более сложной, чем то, что создавалось самостоятельно)
-
- Главное в таком обучении, даже не столько чтобы люди в возрасте научились эффективно сами работать, а чтобы они:
- перестали бояться «адской машины»,
- перестали считать это чем-то, что может отобрать их хлеб,
- перестали считать тех, кто работает за компом - мартышками с кнопками
- Начали воспринимать это как инструмент, который при правильном использовании может дать преимущества
- Поняли, что в симбиозе с менее опытными, но более современными сотрудниками они могут добиться гораздо лучших результатов
- Могли при случае сами «покрутить» модель, для анализа
- Могли объяснить молодым, в какую сторону нужно двигаться для достижения результата (не с точки зрения САПР, а с точки зрения конструкции).
- Могли разговаривать на одном языке не только со сверстниками, но и более молодыми коллегами и воспринимать новую информацию
-
- Для обучения (особенно группы в возрасте, но и для других групп тоже может помочь), кроме проектора крайне желательны или обязательны:
- Второй монитор, на котором выводятся действия преподавателя (дублируется проектор) особенно в «больших» аудиториях, или когда у людей плохое зрение. Разрешение, расположение кнопок на рабочем и «примерном» мониторах, настройки – должны быть одинаковыми! Малейшие нестыковки вызывают у людей в возрасте нечто вроде ступора.
- Распечатанные учебные примеры в цвете. Также обязательно чтобы и иконки и цветовые схемы и все остальные пункты ПОЛНОСТЬЮ совпадали в учебных примерах и на экране пользователя. Малейшие нестыковки вызывают у людей в возрасте нечто вроде ступора.
- Распечатанные памятки. «Распальцовка», наиболее часто встречающиеся кнопки и их опции, последовательность действий в стиле «если – то»
- У обучаемых, особенно по началу, должно быть по минимуму лишних действий: чистый рабочий стол, с парой нужных в данный момент ярлыков (и не более). Никаких гуляний по папкам в «поисках» учебных примеров (если это не предмет задания). Прямой ярлык, который сразу откроет нужное. Следовательно, нужно постоянно удалять лишние ярлыки и создавать нужные (проще всего это делать батниками)
- Очень полезным является, если у них есть возможность самостоятельно повторить пройденное «дома» (посмотреть видео, «протыкать» заново по инструкции). Но для этого у них уже должно быть дома установлено тоже ПО с теми же настройками.
- Чисто психологически люди в возрасте лучше усваивают, если делают записи о последовательностях действий в тетрадь. Записывают последовательность, зарисовывают кнопки, зарисовывают в тетради положение кнопок на экране, зарисовывают графическое окно.
- Для уменьшения психологического дискомфорта, если есть такая возможность, необходимо разделять людей с различной скоростью работы/усвоения материала. Желательно чтобы уровень в группе был +- один. Тогда никто не ощущает дискомфорта ни от своего отставания, ни от того, что отстают остальные.
- Желательно сажать за соседние компьютеры не людей одного уровня, а чуть различного – тогда более успевающие будут помогать чуть отстающим, и тем самым с одной стороны выравнивать успеваемость, с другой лучше усваивать материал.
- «Устоявшиеся Пары», которые пытаются сидеть за одним компом надо рассаживать, чтобы навык получали по отдельности. Пусть друг другу помогают, но весь курс должны пройти оба, а не каждый по «половине».
-
Итого. Для более эффективного обучения старшего поколения 40 часовый курс урезается до 20 (за счет уменьшения количества «уроков»). Далее 20 часов растягиваются на 60. Обучение проводится не более 4 часов в день. Каждые 30-45 минут – перерыв на 10-15 мин. Количество примеров демонстрирующих разнообразие – свести до минимума. Добавить однотипных примеров. Наилучший вариант, если всю геометрию они создают с нуля. 60 часов обучения лучше всего разбить на месяц обучения: неделя обучения, неделя паузы, две недели обучения. Из этих двух последних недель обучения, первая – повторение самой первой недели слегка расширенное теорией и практикой.
Как реализовать некоторые технические моменты, я отпишу позже.
По своему опыту могу сказать, что те, кто приходит учиться сам, тот усваивает прекрасно, кого пригнали "из под палки" или "потому что надо" учить сложнее. Задача любого преподавателя - заинтересовать. У меня есть хороший пример - в группе обучения на заводе женщина после первого занятия ревела, что ничего не понимает и прямо мне сказала, что ненавидит меня, мол я плохо объясняю. Довод был такой, что она в своей работе отлично разбирается, а я неуч полный. На следующих занятиях я расспросил о ее работе и задачах, далее уже дело техники - достаточно было пару раз сказать, что вот этот инструмент идеально подходит для решения ее задачи, она заинтересовалась, прекрасно усвоила весь материал. Мы стали чуть ли не лучшими друзьями.
ОтветитьУдалитьАндрей, я ж не сказал что невозможно. Просто везде (как по мне) работает принцип 80-20. Проще и быстрее, как Вы сами заметили, обучить основную часть, а потом уже "бодаться" с противниками. Тут не все так просто и быстро. Не всех можно заинтересовать вообще. Иных наоборот - заинтересовать крайне сложно, но если заинтересовал... горы свернут ... иногда вместе с шеями ;) всем остальным противникам. Такие примеры и у меня есть. Но все же, если это возможно таких людей откладывать на закуску, если они не на ключевых постах. Если на ключевых - значит сжимаем зубы и вперед на амбразуру...
УдалитьВ данном случае не всезамечания связаны с последним обучением, просто "памятка".
Здравствуй, Антон. Не поверишь, у меня как раз обучение сейчас выездное в Екатеринбурге в проектном институте, не буду говорить в каком. Башка раскалывается, а ведь только второй день провел. (программа 5х8) Более сложной группы у меня наверно не было еще.
ОтветитьУдалитьВот ты все так то правильно пишешь, но это же нереально. Я все пытаюсь добиться ограничения размера групп 6 проектировщиками, но ни заказчику, ни руководству не удается доказать такую целесообразность. Все как всегда упирается в бабло. Выездное и так не дешево стоит, а если его начинать дробить и растягивать его просто заказывать никто не будет. Второй монитор, тоже я об этом думал - на каждую логическую последовательность действий делать ролики, чтоб обучаемые могли их пересматривать по несколько раз, но много ли классов ты видел с двумя мониторами? Я ни одного. Да и машины в основном там стоят самые "тухлые", они и ПО то еле тянут. Ну да это ладно, если задаться целью - технически решаемо, пусть пока только теоретически. Но вот как быть с отбором "старых" и "молодых"? Каков порог? 45? 50? 55? 60? Все ведь индивидуально. Мне кажется тут даже не в возрасте дело. А дело во внутреннем сопротивлении чему то новому. Оно может очень рано придти. Человек просто не хочет учиться чему-то новому. Нет стимула для этого, например, или еще хуже гибкость мышления утеряна. Еще видимо "начальникам" очень стыдно перед "подчиненными", что вкуривают они медленнее них, и начинается поиск повода свалить с обучения. От ссылок на занятость и до очень неприятных обвинений в некомпетентности преподавателя. Ну да ладно это все было так - риторически. А вот теперь вопрос - почему по твоему обычно пожилым людям тяжелее всего освоить САПР? Это действительно неумение или все же в основном нежелание?
Большинство упомянутых пунктов это "пожелания" из серии "как лучше", но понятно, что жизнь накладывает свои суровые рамки.
УдалитьТем кто обучение "продает" кажется, что больше человек в группе - значит больше прибыль, если сумма зависит от количества. Если не зависит - кажется что клиент будет более доволен ибо сэкономил.
Тем кто "покупает" хочется минимизировать затраты, даже не столько денежные сколько временные, и сразу получить побольше квалифицированных спецов.
Приходилось работать с разным размером групп. Из опыта могу сказать, что для CAD'а (базовый и даже продвинутый/расширенный курс) - 15 человек является граничным числом. Лучше если 5-10. Кстати меньшая по размеру группа тоже не всегда хорошо: обучаемым не скем соревноваться, чаще сбивают с программы на нечто непрограммное (либо вообще не из курса, либо в курсе рассматривается позже), что часто идет в ущерб общей подготовке.
Для CAE и специализированных вещей требующих более глубокого понимания чем просто базовый курс CAD'а - 10 человек это уже очень много. Лучше если группа до 5. Оптимальной является группа в три человека для подобных курсов. Если конечно люди имеют достаточную предварительную подготовку.
>Выездное и так не дешево стоит, а если его начинать дробить и растягивать его просто заказывать никто не будет
УдалитьВ случае выездных курсов вообще многое из написанного теряет актуальность, потому как превращается в раздел фантастики. Увы.
Тем не менее тут главное понимать, действительно ли заказчик хочет обучить, и чтобы с этого был толк. Или надеется, что сразу после обучения с неба посыпется "манна небесная" и снизойдет озарение. К сожалению второй вариант ближе к жизни.
Что касается вторых мониторов. Я в своей жизни видел достаточно: и классы для CAD без проектора.. и даже чтение прикладных САПР программ у доски вообще без компов. С зарисовыванием на доске иконок, и перерисовыванием их в тетрадь.
Кстати видел людей которые и на таких примерах чему-то научились. Видел и людей которые и без хелпа (тогда его достать было тяжело) и без обучения сами осилили что-то и вполне неплохо. Кстати среди них есть и люди с хорошо под (за)пенсионным возрастом. Хотя последних крайне мало.
Вторые мониторы могут стать реальной помощью. Также как замена доски с мелом на проектор. Временно, почти в любой конторе можно собрать несколько таких машин под обучение, но это часто значит отрывать от работы большее кол-во людей чем изначально хотелось бы.
Можно, конечно, свысока сказать, что под серьезный софт нужны только серьезные компы с кучей оперативки, большими мониторами, винтами, профессиональной графикой... Можно но я знаю в каких странах мы живем, и какое это отношение имеет к жизни в большинстве случаев. По сему это просто соображение, с аргументацией, а не "обязаловка". Знаю, что у нас часто скорее машину любовнице купят, чем вторые мониторы.. даже если последние требуют меньших затрат.
>Но вот как быть с отбором "старых" и "молодых"? Каков порог? 45? 50? 55? 60? Все ведь индивидуально. Мне кажется тут даже не в возрасте дело. А дело во внутреннем сопротивлении чему то новому.
УдалитьУже говорил, что по опыту люди этак 35-50 лет часто хуже чем те кто старше. Ибо они уже что-то знают и умеют и у них есть еще много сил чтобы сопротиыляться переменам.
Тем не менее возрастной вопрос стоит остро. Потому что чем человек старше тем многие вещи для него делать сложнее: Хуже зрение, хуже моторика, повышенная утомляемость... многое другое. В среднем это более чем справедливо. И иногда получается ситуация "и рад бы... да.."
Основным тезисом обучения людей старшей возрастной группы, как впрочем и начальства вообще, я считаю не научить их самих, а дать понимание возможностей, ограничений и базовых методов и понятий.
Если люди могут освоить - хорошо. Нет - в нормальном коллективе можно и по другому.
И еще одно. Есть такое понятие как выходное тестирование, но часто есть и входное. Ведь для понимания и выполнения курса нужно обладать определенными знаниями и навыками. Причем часть из них формируется в ходе обучения, но часть ОБЯЗАНА уже быть и быть не ниже определенного уровня. Так что для таких случаев желательно вводить условия начальной отбраковки.
Что касается начальства. Частично уже писал. Не так уж и часто нужно чтобы начальник именно сидел и пахал на равне со всеми - у него другие задачи. И отсутствуют начальники тоже не всегда из-за отсталости. Хотя и эта причина очень частая. А еще начальники любят "тупо" сидеть с умным видом и них... не делать. Или еще лучше подзуживать тех кто учится что они чего-т не могут сделать, а это элементарно... или вообще умничать не по теме...
Но тут уж как повезет. Если человек умный - и сам поймет. Нет - будет делать как считает... и все остальное - проблемы уже Ваши.
Для таких случаев нужно наверное создавать специальные курсы чисто под начальников.... ;)
>А вот теперь вопрос - почему по твоему обычно пожилым людям тяжелее всего освоить САПР? Это действительно неумение или все же в основном нежелание?
УдалитьБерем русскоговорящего ребенка 5 лет, поселяем в США. Через полгода он говорит на английском, как на родном. Через пару лет может и русский не вспомнить.
Берем среднестатистического 20 летнего через полгода он может объясниться, через пару лет уже хорошо говорит. Но 80% мыслей все равно на родном языке. И чтобы он перестал быть родным нужно еще лет 10 и вообще без практики на родном языке. И даже тогда ряд вещей (строение фраз, поговорки, просто привычки) все равно будут выделять его из толпы сограждан.
Берем пожилого человека. Жизнь заставит - выучит. Но все хорошее для него связано с другим языком. А тут ему говорят, что это не правильно?
У молодых меньше устоявшихся связей и при необходимости они замещаются аналогами. А чем больше у человека опыта, особенно однобокого - тем больше и прочнее у него связи. Обучение чего-то что не укладывается в такие рамки сродни переломам костей и разрыву мышц и связок. У ребенка зарастет "аж бегом", в крайнем случае "до свадьбы", а вот для человека в возрасте - проблемно. И учтите что для человека в возрасте все это китайский язык да еще и алхимия вместо привычной механики (к примеру).
Представьте себе, что Вас сейчас будет учить инструктор араб, на арабском языке, по управлению самолетом-истребителем китайского производства. И все подписи даже не на арабском, а китайскими иероглифами. Но подписи "слизанные" с французского самолета. А Вы даже прав на автомобиль не имеете. Как Вам будет в обучении?
Вот так и им.