четверг, 15 августа 2013 г.

Внедрение САПР в учебный процесс. Часть 7. Поощрения

В продолжение мексиканского сериала "Внедрение САПР в учебный процесс "новый "сезон". Правда в отличии от "этапов" он будет коротким, ибо будет посвящен такой вещи как поощрения. Почему так? Потому что это на наказания у начальства огромный список того как и куда можно "вставить пистон"... А вот когда доходит дело до поощрений... Тут варианты либо "устная благодарность", либо "фотография с боевым знаменем". Увы и ах.



Не буду расписывать, что эта картинка символизирует то, как некоторым придется раскорячиться, и ... в общем не буду вообще расписывать что символизирует эта картинка. Как говорится - думайте сами, решайте сами!

Итак поощрения. Сразу скажу, что наиболее эффективной считаю ту работу в которой удачно применен метод кнута и пряника. Т.е. эффективный сотрудник уверен, что результаты его труда будут оценены по достоинству, а не эффективный по достоинству получит наоборот понесет некоторые убытки. 
Раз уж прошлой была серия про этапы, то напомню классическое:
Пять этапов внедрения новаций: шумиха, неразбериха, поиск виновных, наказание невиновных, награждение непричастных.
Так вот так, лучше не делать. Впрочем это и так понятно. Я приведу еще одну цитату, которую почерпнул из произведений Величко А.Ф.:
От хорошего начальника требуются только четыре вещи. Первая - безукоризненно провести материальную подготовку. Вторая - коротко и ясно поставить подчиненным задачу. Третья, самая важная - не мешать им ее выполнять, путаясь под ногами! И четвертая - по завершении дела наградить отличившихся и наказать нерадивых, но ни в коем случае не наоборот
Увы это утопия, но постараться сделать, чтобы было больше похоже на этот вариант, чем на предыдущий - таки надо.

Если говорить о том кого следует и придется поощрять то тут несколько контингентов. Начнем с низших чинов.
  • студенты/аспиранты
  • преподаватели и УВП  (учебно-вспомогательнй персонал, мастера-производства и пр.)
  • преподаватели-внедренцы
  • коллективные организационные структуры (кафедры, факультеты, лаборатории) [речь именно о структурах, а не об их начальствах]
  • мелкое начальство (зав.лабы, зав.кафы, деканы и их заместители)
  • высокое начальство (ректора, директора, проректора, деканы и их замы)
  • бухгалтерия, планово-финансовый, расчетный отдел и пр.
Я не случайно поставил "планово-финансовую бухгалтерию" выше ректората. Только в очень редких ВУЗах я видел и слышал, чтобы эти подразделения беспрекословно подчинялись ректорату и просто выполняли свою работу. В лучшем случае там симбиоз, когда ректор выполняет роль "доброго полицейского", а эти отделы "плохого", ну или не столько плохого, сколько "ректор витает в высях, а нам разгребать приходится, так что кушайте, что положено".

Впрочем думаю три последних пункта сами разберутся с поощрением себя любимых и друг друга. И что-то мне подсказывает, что поощрения тут будут больше чем в первых пунктах, более вкусные и практически не будут зависеть от результативности самого внедрения.

Остается  4е первых категории. Студентов можно поощрить оценками, премиями, благодарностями, поездками на олимпиады и конференции (если ими это воспринимается, как поощрение, а не как "блин еще и это делать"). Вопрос мотивации  (не поощрения) студентов вообще заслуживает не публикации, а целой серии по этому отложим на дальнейшее и перейдем к остальным.

Способы поощрения преподавателей (речь преимущественно о внедренцах):

    1. уменьшение преподавательской нагрузки до 0.25 + замена ее на 1.25 научной в рамках которой и занимаются изучением САПР
    2. амнистия по диссертациям на весь срок внедрения (актуально для молодежи)
    3. обучение на фирмах вендоров-диллеров
    4. повышение квалификации (учет обучения как повышение)
    5. издание статей, методичек…
    6. почасовка на обучение других преподавателей/научников/аспирантов и студентов старшекурсников
    7. премии, мат помощь…
    8. возможность чтения курсов для сторонних слушателей

Поощрения кафедр:

    1. на 1м этапе амнистия по контрактникам
    2. на 2м этапе на базе кафедр-лидеров организация факультетских центров «компетенции»
    3. методички и учебники утв. МинВУЗом
    4. доценство? Хотя бы вузовское
Более подробную расшифровку я отложу в ящик, чтобы успеть изложить и другие важные вещи, но постараюсь вернуться. Вернусь либо если возникнут вопросы/комментарии по ним, либо в конце сериала. Если у Вас есть дополнения или замечения - пишите.

Ну и напоследок, хочу сказать следующее. Многие из поощрений напоминают те самые упомянутые "фотографию со знаменем", но таковы реалии многих ВУЗов, что более стоящие вещи (например квартиру ;) ) они дать не в состоянии. Рад же из поощрений кажется либо и так обязательством, либо может оказаться наказанием сущим а не поощрением. Это требует отдельного разговора, я же просто упомяну, что русский народ страшен тем, что он и пряником может так у..ь (предположим что это слово "ударить"), что поощряемый сам запросит кнута. Не помню кто это сказал, но цитата достаточно жизненная. Экономика должна быть экономной в смысле поощрения должны быть поощрениями.

За сим остановлюсь.

Сообщения из серии:



P.S. Автор изображения - Куценко Сергей. Данная работа - одна из немногих, выполненных нашими студентами

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
Rambler's Top100