В продолжение мексиканского сериала "Внедрение САПР в учебный процесс "новый "сезон". Правда в отличии от "этапов" он будет коротким, ибо будет посвящен такой вещи как поощрения. Почему так? Потому что это на наказания у начальства огромный список того как и куда можно "вставить пистон"... А вот когда доходит дело до поощрений... Тут варианты либо "устная благодарность", либо "фотография с боевым знаменем". Увы и ах.
Итак поощрения. Сразу скажу, что наиболее эффективной считаю ту работу в которой удачно применен метод кнута и пряника. Т.е. эффективный сотрудник уверен, что результаты его труда будут оценены по достоинству, а не эффективный по достоинству получит наоборот понесет некоторые убытки.
Раз уж прошлой была серия про этапы, то напомню классическое:
Пять этапов внедрения новаций: шумиха, неразбериха, поиск виновных, наказание невиновных, награждение непричастных.
Так вот так, лучше не делать. Впрочем это и так понятно. Я приведу еще одну цитату, которую почерпнул из произведений Величко А.Ф.:
От хорошего начальника требуются только четыре вещи. Первая - безукоризненно провести материальную подготовку. Вторая - коротко и ясно поставить подчиненным задачу. Третья, самая важная - не мешать им ее выполнять, путаясь под ногами! И четвертая - по завершении дела наградить отличившихся и наказать нерадивых, но ни в коем случае не наоборот
Увы это утопия, но постараться сделать, чтобы было больше похоже на этот вариант, чем на предыдущий - таки надо.
Если говорить о том кого следует и придется поощрять то тут несколько контингентов. Начнем с низших чинов.
- студенты/аспиранты
- преподаватели и УВП (учебно-вспомогательнй персонал, мастера-производства и пр.)
- преподаватели-внедренцы
- коллективные организационные структуры (кафедры, факультеты, лаборатории) [речь именно о структурах, а не об их начальствах]
- мелкое начальство (зав.лабы, зав.кафы, деканы и их заместители)
- высокое начальство (ректора, директора, проректора, деканы и их замы)
- бухгалтерия, планово-финансовый, расчетный отдел и пр.
Я не случайно поставил "планово-финансовую бухгалтерию" выше ректората. Только в очень редких ВУЗах я видел и слышал, чтобы эти подразделения беспрекословно подчинялись ректорату и просто выполняли свою работу. В лучшем случае там симбиоз, когда ректор выполняет роль "доброго полицейского", а эти отделы "плохого", ну или не столько плохого, сколько "ректор витает в высях, а нам разгребать приходится, так что кушайте, что положено".
Впрочем думаю три последних пункта сами разберутся с поощрением себя любимых и друг друга. И что-то мне подсказывает, что поощрения тут будут больше чем в первых пунктах, более вкусные и практически не будут зависеть от результативности самого внедрения.
Остается 4е первых категории. Студентов можно поощрить оценками, премиями, благодарностями, поездками на олимпиады и конференции (если ими это воспринимается, как поощрение, а не как "блин еще и это делать"). Вопрос мотивации (не поощрения) студентов вообще заслуживает не публикации, а целой серии по этому отложим на дальнейшее и перейдем к остальным.
Способы поощрения преподавателей (речь преимущественно о внедренцах):
- уменьшение преподавательской нагрузки до 0.25 + замена ее на 1.25 научной в рамках которой и занимаются изучением САПР
- амнистия по диссертациям на весь срок внедрения (актуально для молодежи)
- обучение на фирмах вендоров-диллеров
- повышение квалификации (учет обучения как повышение)
- издание статей, методичек…
- почасовка на обучение других преподавателей/научников/аспирантов и студентов старшекурсников
- премии, мат помощь…
- возможность чтения курсов для сторонних слушателей
Поощрения кафедр:
- на 1м этапе амнистия по контрактникам
- на 2м этапе на базе кафедр-лидеров организация факультетских центров «компетенции»
- методички и учебники утв. МинВУЗом
- доценство? Хотя бы вузовское
Более подробную расшифровку я отложу в ящик, чтобы успеть изложить и другие важные вещи, но постараюсь вернуться. Вернусь либо если возникнут вопросы/комментарии по ним, либо в конце сериала. Если у Вас есть дополнения или замечения - пишите.
Ну и напоследок, хочу сказать следующее. Многие из поощрений напоминают те самые упомянутые "фотографию со знаменем", но таковы реалии многих ВУЗов, что более стоящие вещи (например квартиру ;) ) они дать не в состоянии. Рад же из поощрений кажется либо и так обязательством, либо может оказаться наказанием сущим а не поощрением. Это требует отдельного разговора, я же просто упомяну, что русский народ страшен тем, что он и пряником может так у..ь (предположим что это слово "ударить"), что поощряемый сам запросит кнута. Не помню кто это сказал, но цитата достаточно жизненная. Экономика должна быть экономной в смысле поощрения должны быть поощрениями.
За сим остановлюсь.
Сообщения из серии:
P.S. Автор изображения - Куценко Сергей. Данная работа - одна из немногих, выполненных нашими студентами
- Часть 0 - предистория.
- Часть 1. Тезисы. ТТХ ВУЗа
- Часть 1.1. Специальности и специализации
- Часть 2. Тезисы. to САПР or not to САПР
- Часть 2.1 "Сапровские" специальности
- Часть 2.2 "Сапровские" предметы
- Часть 3.1. Специфика специальностей - Задачи и софт
- Часть 3.2. Специфика ВУЗа - Внутренние реалии
- Часть 3.3. Специфика ВУЗа - Местные реалии
- Часть 4.1 Доступность ПО. Экскурс в историю
- Часть 4.2 Доступность ПО. Современные реалии
- Часть 5. Микровывод
- Часть 6. Этапы
- Часть 6.0. Этап №0
- Часть 6.1. Этап №1
- Часть 6.2. Этап №2
- Часть 6.3. Этапы №3-4
- Часть 7. Поощрения
P.S. Автор изображения - Куценко Сергей. Данная работа - одна из немногих, выполненных нашими студентами
Комментариев нет:
Отправить комментарий