пятница, 19 октября 2012 г.

Некоторые мысли об Autodesk University Russia 2012

Я обещал рассказать о своих впечатлениях от организации AUru 2012. На базе этих ощущений я начал писать публикацию в стиле названия блога (т.е. басенку), но она еще не закончена. Чуть позже, когда там будет виден центральный лейтмотив повествования (если таковой существует) я ее опубликую и буду потихоньку дописывать, немного изменив привычный принцип создания своих публикаций. Может и сегодня так поступлю. Посмотрим будет ли это принято Вами, уважаемые читатели. Ну а пока к впечатлениям и соображениям.
(upd. 24.10.2012)
Начну со сравнения "Crocus City Hall" и "Holiday Inn". С точки зрения площади, если я не ошибаюсь, то любое из зданий крокуса по площади (даже занимаемого участка земли) в несколько раз (а то и десяток) превышает Холидей. Естественно что в Холидее большую часть занимает гостиница, а Крокусе постоянные и временные выставки, но я так понимаю, с точки зрения площади в Крокусе можно разместить практически любое по масштабам мероприятие. С точки зрения транспорта.... Не знаю как на машине, а на метро вполне удобно. Ехать конечно не мало, но зато с Курского Вокзала без пересадок. От метро и там и там место назначения находитя в условиях "прямой видимости". Так что разницы тут особо нет. А вот грандиозная стоянка... даже не грандиозная а в духе Церетели по своим размерам, наверняка вполне удобна и для авто.

Я не был на Форуме в Холидее, но на других мероприятиях был, и не редко. Меня всегда смущало, что даже не смотря на наличие указателей мероприятие нередко приходилось искать методом тыка. Также нередко было что недалеко друг от друга проходило несколько похожих по формату мероприятий, что обычно вносило некоторую путаницу. В Крокусе таких проблем я не заметил.
Т.е. с упомянутых выше точек зрения Крокус получается лучше (ИМХО). В чем он проигрывает (опять же личное мнение). Как по мне Крокус серьезно проигрывает в респектабельности, и общей подготовке персонала. Тяжело объяснить причины, и на самом деле я не задавака, который воротит нос от всего что не высшего качества, но как-то уже возникла привычка, что на подобных мероприятиях персонал вышколен до беспредела. Обычно это вызывает удивление, но удивление приятное. Тут временами возникали сравнения к ранее виденному и не в пользу Крокуса.


Теперь о самом мероприятии. Я напомню, что я имел возможность присутствовать только на втором дне, потому моя точка зрения может отличаться от других.
Что стоит сказать о мероприятиях. Мне приходилось участвовать в мероприятиях как в качестве гостя, так и в качестве одного из организаторов, и нашим потолком было цифра в районе 200 человек, и я всегда поражаюсь как подобные мероприятия можно организовать. Не организовать так чтобы не было претензий, а вообще. Вот просто как можно организовать мероприятие которое посещает несколько тысяч людей. Я говорю не о деньгах, хотя их нужно много, я говорю не о помещениях, я говорю о самой организации. Особенно с учетом того, что мероприятие будет посещаться принципиально различными людьми, от студентов с горящими глазами, которым все в новинку, до Больших Начальников. Ну и естественно не забываем о толпах страждущих халявы и отрядах вечно и всем недовольных.

По сему я просто снимаю шляпу перед людьми которые все это сделали и провели. Титаническая работа.

Теперь далее. Количество людей на подобных мероприятиях всегда измеряется отнюдь не единицами. Причем вне зависимости от того платное мероприятие или нет. Даже в случае платного мероприятия, не редко в качестве оплачивающей стороны выступает организация, и если есть возможность от нее приезжает сразу делегация. В случае если, как в данном случае, еще и "халява, Сэр", то людей должно быть много. Очень много. Завлекая студентов на мероприятие я называл цифры, и если и переборщил, то не так уж и сильно. В целом мероприятие посетило около 3х тысяч человек всего, и порядка 2х тысяч за каждый день. Таким образом получается, что около тысячи (с хвостиком) человек посетили оба дня, и еще по тысяче без хвостиков (думаю ближе к 700) посетили только по одному дню. Так это или не так могут сказать лишь организаторы. Тут и далее я выскажу некоторые соображения, и очень хотелось бы узнать насколько я промазал, но скорее всего не судьба. 

Итого ~ТРИ ТЫСЯЧИ человек. Это в полтора раза больше чем в прошлом году у Autodesk Forum, и существенно больше чем у любых конкурентов (сужу по тем мероприятиям на которых был). Однако тут следует сделать некоторую поправку. Я был (бывал) преимущественно на мероприятиях от производителей ПО для отрасли Машиностроения, а в данном случае кроме нее была еще Архитектура и Строительство, Анимация и Гафика. Про образование я молчу, потому что оно хоть и некоторым родом обособленно, но все таки обычно привязано к каким-то из базовых направлений. 

А с учетом этой информации, можно сказать, что было не одно а как минимум три мероприятия, пусть и под одной крышей.
Архитекторы и строители сейчас существенно активнее машиностроителей (по моему впечатлению), по сему, если взять количество посетителей машиностроителей за единицу (уж простите мне такую своенравность и отсутствие равноправия), то я бы сказал, что общее количество посетителей делится приблизительно в таких пропорциях:
  • 1.0 машиностроители
  • 2.5 - архитекторы и строители
  • 0.5 - чистые дизайнеры и игроделы
Тут следует сказать, что секция посвященная графике на самом деле была вполне востребованой, и как по мне, тут опять же отличились архитекторы. 
Общее количество представителей образования (включая студентов) я бы оценил как 0.3-05 из общей массы. Также были и чистые "системные администраторы" и "управленцы", но их количество я бы оценил еще меньшим числом чем образование.

В каком-то плане доклады подтверждают подобное распределение и информацию об активности. Для этого на базе официальной информации проведем некоторую статистическую обработку:
Архитектура и Строительство
  • Архитектура - 19 докладов + 2КС (круглых стола)
  • Инфраструктура - 21 доклад
  • Совместная работа - 20 докладов
  • Конструкции и расчеты - 8
  • ГИС - 3
  • Технологическое проетирование - 13 (16 - один из докладов - тройной)  докладов
  • Архитектурная визуализация - 10
  • Инеженерные комуникации - 8
Промышленное проектирование
  •  Общее машиностроение - 20 докладов + 1 КС
  •  Промышленный дизайн - 7 докладов
  •  PDM/PLM - 16 докладов +2 КС
  •  Электротехника - 2 доклада
  •  Анализ и кинематика - 4 доклада
 Итого по АЕС 84 доклада (если посчитать, что КС - тоже доклады), по Машиностроению - 52. Разница почти в два раза.
Если посчитать количество залов, то тут тоже получается похожая картина - 11 залов у Строителей, 3 зала у машиностроителей. При некотором желании к ним можно добавить еще два зала о PDM/PLM, но и тогда получается 11 к 5 т.е. двух кратная разница.

Остальные направления обладают следующими "статами":
  • Анимация и графика - 9 докладов (1 зал)
  • Образование - 23 доклада (2 зала)
  • Другое - 6 доклад
Отдельно следует выделить:
Технологии на 100% - 18 докладов + 1 КС
  •  AutoCAD на 100% - 6 докладов
  •  Лицензирование - 4 доклада
  •  Технологии внедрения - 2 доклада +1 КС
  •  Новые технологии (AutoCAD для Mac, Autodesk Labs) - 6 докладов
Более подробно статистические изыскания сделаю чуть позже, а пока продолжу о впечатлениях.
Я заходил в ряд залов с докладами и практически везде, что было для меня удивительно залы были заполнены в лучшем случае на треть. Единственный зал, который был заполнен под завязку (все сидячие места заняты, и куча стоящего народа) это был доклад
Autosdesk Maya в пайплане анимационного производства сериала «Маша и Медведь». Леон Эстрин, Scream School
И это было более похоже на то, что я привык видеть. Впрочем секцию анимации и графики я посетил лишь раз и на этом самом докладе, а остальные секции посетил не все и нена всех докладах. Если посмотреть на фотографии из официального отчета то там посещаемость гораздо выше:


Может дело в том, что  я был во второй день, может просто не вовремя выбирал моменты посещения, может неправильно оценивал посещаемость. Ну или то что залы были очень большими. Или может фотограф удачные ракурсы выбирал :)

Ну а в общем холле, возле стендов партнеров, выставочных экземпляров и в демо-зоне практически всегда было многолюдно.
Как и рядом со стендом сообщества.

Посетил я и круглые столы. Был на КС с Олегом Шиловицким, и Александром Бауском. Собирался еще и на КС Евгения Шириняна, но не попал. О причинах чуть ниже.
Что могу сказать.
Те КС на которых я присутствовал проводились в тех же аудиториях что и доклады, из-за этого получился не круглый стол как таковой в идее Мерлина и Артура с непроизносимой фамилией, а больше похоже на классический доклад на котором докладчика постоянно перебивают ;). Дабы всем было слышно и как-то фиксировать разговор по рядам ходил микрофон. Иногда передавался участниками, иногда ведущим, иногда "специально обученным человеком". При этом возникают классические моменты: передние не видят "задних",  те кто получил микрофон не сильно хотят его отдавать кому бы то ни было пытаясь превратить общее обсуждение в единоличную дискуссию с большим количеством слушателей, На одни и те же вопросы много желающих дать комментарии, но за счет малого количества микрофонов и  общего расположения участников с этим возникают проблемы. Те кто бегают с микрофонами и предоставляют слово не всегда могут уследить за всеми желающими.
Из двух круглых столов в которых я принял участие (преимущественно в качестве пассивного слушателя) могу сделать вывод (сугубо личный), что наш народ пока не очень готов к подобному формату. Его нужно продвигать, но пока. Для начала каждый кулик считает себя спецом по всем вопросам (это и ко мне относится) и не особо готов слушать чужое мнение. Это хорошо заметно в интернет общениях на крупных ресурсах, но если в интернете подобное уже как-то привычно, то тут это не всегда выглядит приемлемо. Многие люди путают частное с общим, термины и возникает достаточно большой хаос. Могу сказать что удержать это хотя бы в определенных рамках достаточно трудно и тем большее уважение вызывают ведущие круглых столов. Что меня огорчило, так это то, что некоторые люди из раза в раз забирали микрофоны и практически дословно повторяли уже ранее собою сказанное вне зависимости о чем вообще шла речь. Ну по крайней мере мне так показалось.

Как можно это исправить? во первых больше и чаще проводить подобные КС, иначе люди не привыкнут. Во вторых "делать" протоколы с информацией по участникам. Потому что КС в том варианте как он был на AUru чем-то похож на анонимный форум. Когда можно нести бред или вести себя не очень корректно без боязни что это ударит по тебе и компании, которую ты представляешь. Когда человеку приходится "отвечать за базар" он его начинает хоть немного но "фильтровать". Далее. Я плохо себе представляю, как можно разместить такое количество людей за круглым столом, но к кругу как-то надо стремиться. И крайне желательно вести запись с нескольких точек. Возможно в противовес (или дополнение) микрофонам гуляющим по рукам, имеет смысл сделать несколько стационарных. Если "словоохотливому" человеку придется вставать со своего места, и в случае когда он окупировал микрофон он не будет обладать тотальным преимуществом - будет проще свести диалог к конструктиву. Достаточно интересным является информация о том, что за человек выступает, но на таком расстоянии бейдж не рассмотреть, а представляться, хотя бы о том из какой вообще они отрасли или в каком направлении работают не все спешат.
В рамках дискуссии об облаках? интересно является ли человек разработчиком или возможным/текущим пользователем. Представляет он крупную организацию или небольшую контору, работает с массовыми изделиями или штучными, штатскими или военными. Именно это часто накладывает свою тень на отношение к облакам и PLM. Но люди считают что если это подходит/не подходит им - значит и для всех все тоже самое. Из дискуссии могу сказать, что нет понимания термину облако (причем у многих вообще никакого, ИМХО), и нет понимания что облако может быть частным. Причем не смотря на то что Олег об этом неоднократно рассказывал и упоминал. Вот не подходит облако работающим с военной приемкой и все! А частное? Облако - не подходит и все!
Кстати меня порадовал вопрос относительно разработчиков. Присутствующих на КС представителей Нанософт или Топ-Систем тяжело назвать кем-то другим. Но были и другие участники, которые по их собственным словам являются и разработчиками и пользователями собственных и чужих разработок. Вот тут, если честно, лично я не уверен, что разработчиков собственных доморощенных (это не оскорбление) систем можно назвать полноценными разработчиками. А все потому что люди решают свои и только свои проблемы, но при этом считают, что свое отношение можно отмасштабировать (перенести) на разработчиков, которые вынуждены удовлетворять всех подряд. Я не утверждаю, что первым проще, просто это как сравнивать мягкое и теплое.

На дискуссии о BIM и пределах его роста, крайне важным является то кем является человек: архитектором, проектировщиком инженерных систем, прочнистом, или вообще инженером по каким-то отдельным направлениям. Работает ли в крупном проектном бюро или в мелком. Сдали проект и забыли или сопровождаем (причем не только на этапе строительства). Проектируют однотипные конструкции или разные. Ж/б, металлоконструкции.. Работают в рамках одного софта или в нескольких (как однонаправленных, так и разнонаправленных). Все это тоже накладывает отпечаток на мнение человека, и это интересно знать.
Что меня порадовало в рамках данного КС.. Во первых меня порадовало утверждение, что у машиностроителей задачи проще чем у строителей. Это было после того, как я вставил свои пять копеек и сказал, что в машиностроении этап с переходом от 2D к 3D начался несколько раньше (в виду специфики), но не смотря на это (а может и благодаря этому) о единых моделях которые содержат всю информацию речь идет крайне редко. Следующий комментатор сказал, что с машиностроителей нужно брать пример ибо они впереди строителей, но у нас зададачи проще. Я так понимаю именно по этому мы и впереди. Я не знаю как я удержался от комментариев, но от "улыбки" я удержаться не смог, что и отметил Александр. Я не собираюсь утверждать, что у нас задачи сложнее, но машиностроитель такое же общее понятие как и строитель и задачи с обоих направлениях от и до. Я знаю множество людей с машиностроительным образованием вполне успешно работающих на ниве "строительства" (и отнюдь не подсобными рабочими на стройке). Обратные варианты мне не очень известны, но это скорее потому, что большая часть моих знакомых все же машиностроители, а не потому, что таковых (строителей ставших на путь машиностроения) нет в принципе. Есть даже специальности стоящие на стыке и от которых открещиваются (или наоборот приписывают себе) и строители и машиностроители. В общем такое утверждение, что у нас у машиностроителей задачи по умолчанию проще, считаю крайне смелым.
Вторая вещь которая запомнилась тоже имеет отношение к комментариям на мои высказывания. Мной было сказано, что модель может содержать всю необходимую информацию (или большую ее часть), особенно при решении разноплановых задач и в разном софте, только в том случае если представляет собой некую совокупность информационных моделей (разнонаправленных) с объединением всего этого в общую базу данных (нечто вроде PDM) хранящую в т.ч. этапы проектирования и информацию о том, почему были приняты те или иные решения. Более того именно последнюю часть информации и ее накопление я считаю более важной чем попытка впихнуть все в одну модель. По крайней мере где-то такую информацию я пытался донести до аудитории (ну а что именно я сказал, будет видно из видео). Частично это пересекается с одним из вариантов классификации предложенной ведущим КС - Александром Бауском. И вот тут, в следующих комментариях я услышал для себя крайне странное высказывание (если я его правильно понял) о том, что в строительстве и проектировании для него важен исключительно конкретный результат, но не то почему было принято то или иное решение.
Наверное я плохо донес свою мысль, ибо постарался высказаться максимально коротко. Но в любом случае я не верю, что процесс не важен. Постараюсь пояснить. Понятное дело, что в первую очередь заказчика интересует результат, а не процесс. Но ведь мы говорим не отлько о заказчике. Очень часто заказчик спрашивает почему было сделано так а не иначе, ведь другие варианты могут быть дешевле, эстетичнее и лучше (с точки зрения заказчика), и тут надо аргументировать свои действия. Если нигде не отражено почему из N вариантов был выбран после проработки конкретный, то заказчик может потребовать вернуться к более удобному для него. Но если этот вариант не подошел - желательно информацию о причинах подобного несоответствия и вообще решения где-то хранить. Желательно хранить в быстро доступном варианте т.е. в PDM. Кроме того. Не говорю со 100% гарантией, но уверен что и в строительстве, как и в машиностроении, при решении очень разных задач возникают типовые проблемы (похожие на те которые решали совсем в других задачах). Методики, и варианты, и история их решения - называются опытом, если они принадлежат одному человеку. Если коллективу - то это называется "ноухау". И обучение "молодых" (или просто других представителей коллектива) этим методикам позволяет поднять уровень коллектива. Если же эти решения нигде не отражаются, то никаких ноухау собственно нет. Тут на пути от своего опыта к ноухау компании становятся костьми люди которые не хотят передавать опыт доставшийся потом и кровью... Но это уже к начальству.

Что еще могу сказать относительно КС о BIM. Почему вообще я туда пошел. Это может прозвучать смешно, но пошел я туда не потому, что считаю себя спецом, а потому что вижу схожие проблемы с машиностроением. Причем я вижу что и у нас они до сих пор не решены. За счет того, что задачи все таки отличаются, и образ мышления тоже, есть шанс подчерпнуть для своего родного машиностроения интересных мнений и моментов. На этом же КС был замечен десант сообщества, но они  (пока я еще присутствовал на КС) в общей полемике не сильно участвовали.

Что можно было бы сделать. Думаю было бы неплохо на подобных КС проводить нечто вроде голосовалки. Т.е. либо с подниманием рук после вопроса (кто за кто против, кто воздержался), либо заполнение анкеты.  Ведущий подробно озвучивает вопрос, народ голосует либо до обсуждения, либо после, либо и до и после... либо вместо :) Также было бы неплохо делать перед самым круглым столом тематический доклад ведущего. Подобные доклады и так были. Но возможно имеет смысл делать в режиме не когда-то доклад, а потом КС, а доклад микроперерыв, и тут же КС.


Дальше мне пришлось покинуть КС, потому как было обеднее время, а я отвечал не только за себя, но и за студентку (это я напоминаю, тем кто не в курсе). Дабы найти точку питния пришлось немного поплутать не смотря на указатели, уж больно далеко она была закопана в глубь территории. Особо сбило с толку, что на пути было несколько других точек и там тоже стояли в очередях люди с бейджами от AUru. Когда мы наконец нашли правильную очередь, я начал вспоминать старый и добрый Советский Союз (как и Давид Левин), но причины были несколько другими (отношение многих посетителей в стиле "все вокруг народное все вокруг мое", и ряд не мелких очередей). сразу сфотографировать я не додумался, и где-то когда треть очереди была преодолена я сделал фотографии. На них к сожалению масштаб не сильно заметен, но он впечатлял. Буквально сразу после фотографий очередь начала резко рассасываться. Как заявили сотрудницы точки питания кончились обеды по талонам, так как их на второй день было выделено всего 300. При этом бедных девушек быстро довели до состояния когда они рычать были готовы, но и посетителей тоже можно понять.
Понятное дело, что  поесть нахаляву (а на самом деле не на халяву, а за счет тех кто покупает лицензии ;Р) это святое дело на вендорской конференции. И вполне понятно, что люди были возмущены. Но думаю тут больше было возмущение не самим фактом отсутствия обеда, а тем, что он был "обещан"и вот тут то и вышел облом. Дело даже не в том, что проблема купить еду, или взять с собой, а в том, что уже как бы сориентировались на то, что этого делать не придется. В общем как в анекдоте про серебрянные ложечки.
Справедливости ради следует сказать что накормить 3 тысячи человек задача не простая.


Собственно размах можно оценить по фото. Я слышал ряд высказываний. Народ жаловался что и в первый день AUru не всем хватило еды, но мол тогда это были единицы, а вот во второй день... Ну и ряд людей ругалось на принадлежность обедов к заведениям класса МакДональдс. Однако, если это делать не общепитовским, а стандартным для мероприятий подобного класса методом ресторанного питания, то вопрос как всех уместить и обслужить остается открытым.

В любом случае, даже если возникли проблемы с подобным обедом, в основном зале практически всегда были доступны чай, кофе и различные булочки. Правда совковый дефицит чувствовался и тут (по крайней мере в моменты наших визитов). Но! еще раз повторюсь. при учете огромного количества людей это не удивительно, и как по мне, то достаточно большую часть претензий было бы точнее предъявить к самому крокусу. Как я уже писал выше, мне кажется данное заведение еще не в полной мере привыкло к мероприятиям такого масштаба. И не смотря на то, что в Холидее более вышколенный персонал, скорее всего там, вообще было бы невозможно провести мероприятие для такого количества людей.
Ну и также следует заметить, что у нас многие себя ведут как тот старый еврей, который только на смертном одре смог попробовать чай ровно с двумя ложечками сахара, как он всегда любил. Ибо дома он пил с одной ложкой, а в гостях всегда с тремя-четырьмя. При этом расчитать ресурсы бывает сложновато, ибо есть люди, которые не остановятся до тех пор пока не "освоят" все доступные ресурсы (а еще и на правительство ругаются).
Тем не менее такая проблема (нехватка ресурсов) все таки была, и надеюсь, что в дальнейшем это будет исправлено (частично точно, потому что плата за участие несколько снизит поток желающих).

Тем не менее за попыткой успеть на обед и дальнейшим обедом были пропущены остаток КС Александра Бауска и полностью КС Евгения Шириняна. Последний мне тоже крайне интересен ибо взывает к активной молодежи. А мне как преподавателю ВУЗа  данные вопросы достаточно близки.
Надеюсь, что все КС, как и доклады я смогу увидеть в записи. Кстати записи докладов уже начали поступать в открытый доступ, а полный комплект, вместе со структурой обещают уже к 7 ноября. Что достаточно быстро, для такого объема работы.




Продолжение следует...

P.S. в заметке использованы фотографии преимущественно с официального фотоотчета.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
Rambler's Top100