среда, 26 февраля 2014 г.

Через ВУЗы к САПР. Часть 5

Продолжаем тему (1, 2, 3, 4)

Теперь переходим к конкурсам для преподавателей и студентов.

Не секрет, что подготовить одного толкового студента - гораздо проще, чем подготовить массу студентов. В мире статистики, часто используют разные принципы оценки - по лучшему, по среднему, по худшему, по среднему но без экстремумов и пр.

С точки зрения оценки ВУЗов и преподавателей, оценка по лучшим не подходит часто еще и потому, что лучшие ребята обладают своими знаниями не столько благодаря ВУЗу сколько вопреки. Зная об этом, поощрение продвинутых студентов и только их - правильно. Но, нередко бывает и обратное - когда основные усилия были сделаны преподавателем, а студент еще и сопротивлялся. Тут не идет речь о "подмене" труда, когда за работу студента выдается труд коллектива, или других людей (например преподавателя). Речь именно о том, что все знания студент получил от преподавателя. Нередко и работу подал только из-за того что его долго и упорно к этому вели и заставили таки заполнить анкету на конкурс и подать работу.

Любому преподавателю вполне приятно, когда его студенты становятся победителями, ибо студенты - показатель уровня преподавателя и ВУЗа. Но в то же время многие не замотивированы в том, чтобы напрягаться. ВУЗ зачастую за это не платит. Головной боли - много, а отдачи - минимум. Рано или поздно мотивация просто заканчивается. Особенно, если не только не помогают, но и мешают (что в ВУЗах увы бывает нередко).

В своей практике продвигая САПРовское ПО в ВУЗе, я нередко сталкиваюсь даже с тем, что преподаватели которые серьезно учат студентов и заставляют их делать серьезные проекты и работы, даже зная о конкурсах игнорируют их. Потому что начни они участвовать - проблем будет выше крыши. Надо найти студентов, замотивировать/заставить студентов, что-то сделать. Подать все это... И потом если студент выиграет, то преподаватель получит только моральное удовлетворение... студент получит приз (иногда с точки зрения преподавателя не заслуженный), а преподаватель получит проблему и не одну. Проблемами может быть выбивание возможности для студентов поездок на конкурсы. Может быть проблема в том, что начальство, которое получило лишнюю галочку в свой рейтинг заставит постоянно участвовать в различных конкурсах и многое другое.

По сему без весомых причин, многих толковых преподавателей готовящих хороших студентов не заставишь самостоятельно лезть (иногда в очередной раз) на эти "галеры".

Что касается ВУЗов. Вузовское начальство, далеко не всё и не всегда, увы, является толковым и адекватным. И далеко не все адекватные обладают ресурсами чтобы делать все правильно. Отсюда получается что без ресурсов или должной причины ВУЗ тоже не всегда видит смысл в участии студентов и своих преподавателей в различных "сомнительных" мероприятиях типа не министерских конкурсов, поездок студентов и преподавателей на конференции (особенно не научные, особенно в дальние поездки), обучения кого бы то не было и пр.

Проще сразу сказать - если вендор нас не учит - их проблемы. Если тербуют за что-то деньги, если нужно куда-то ехать - их проблемы, если министерство еще и не засчитывает подобные вещи - тем более оно нам не нужно даже даром.


И с тем и с другим можно бороться только создавая мотивацию и аргументацию.

Пример - в последнем конкурсе Autodesk в машиностроении одним из ВУЗов предоставивших наибольшее количество работ был ХНАДУ, кафедра графики, под управлением Черникова А.Г. Чертежи - от первого курса, модели от второго, научные работы от старших. Большое количество толковых архитектурных работ из Уфы, Дальневосточного, Сибстрина, Саратова и Волгограда.

Если говорить о конкурсах Siemens PLM, то там одним из основных лидеров является БГТУ им. Шухова.

у АСКОНа и T-FLEXа - свои передовики есть. Прошу прощения, что не упоминаю, но тут нужно серьезно анализировать и гораздо большее количество материалов.


Увы не каждая толковая работа может выиграть, но ведь тут сразу видно, что дело не только в студентах.

И вот тут имеет смысл ввести рейтинг ВУЗов. В самом примитивном виде, на базе проведенных конкурсов его можно определить как сумму балов заработанных проектами студентов, или как средний бал от работ. Если благодарственные письма к ВУЗовскому начальству сопроводить подобным рейтингом, то можно ожидать того, что в будущем конкурсе каждый ВУЗ будет стараться получить более высокое место. Особенно если эта информация будет доведена не только до ВУЗовского начальства, но и до министерства, и будет в общем доступе. ВУЗовское начальство очень любит подобные конкурсы и рейтинги. Не так давно наш ректор радовался тому что мы вошли в какой-то всемирный конкурс ТОП1000, в отличие от многих других ВУЗов Харькова и Украины. И не принципиально, что мы находимся на 700-каком-то месте.

Если же это будет не только рейтинг, но еще и с призами (например возможность открытия авторизованного учебного центра на год бесплатно, или обучение преподавателей в офисе Вендора, или 3d принтер типа RepRap [один из самых дешевых], или даже коммерческая лицензия на какое-то ПО) то ВУЗовское начальство не просто будет заинтересовано в месте - но и очень даже. При таком варианте ВУЗ начнет сам искать способы мотивации и поощрения преподавателя.

Впрочем помятуя о том, что мотивация в ВУЗах не всегда адекватна цели и задаче (и дело далеко не в деньгах), имеет смысл организовать аналогичный рейтинг-конкурс для преподавателей с оценкой их вклада и соответственно с призами. Те же обучения, возможность поездки на мероприятия, доклады, рекламный материал, раздатки и пр. наборы мелких призов которые можно использовать для мотивации студентов.

Что это кроме прочего даст? Есть ВУЗы центральные, у которых даже по их признаниям вопрос денег не стоит, а необходимость командировок в Москув отсутствует по причине териториального расположения в г. Москва. А есть провинциальные ВУЗы которым студентов гораздо тяжелее обучать. Для них возможность получить даже дешевый станок с ЧПУ/3D принтер или коммерческую лицензию может быть огромным подспорьем.

И вот тут и получается, что подобный интерес студентов преподаватлеей и ВУЗов можно использовать в более широком смысле. Например добавлять в зачет ВУЗу все очки заработанные студентом не только на конкурсе, но и в рамках инициативы "Студент-Эксперт". Составить таблицу призовых и штрафных балов за различные мероприятия, за победы, за сдачи /не сдачи экзаменов, организацию обучения своих и чужих преподавателей. А также таблицу на что это можно потратить - на открытие авторизованного учебного центра, на создание ВЦ, на поездки....

В этом случае ВУЗы сразу поделятся на те, кому проще что-то купить за деньги и вложиться самому, а кому проще сделать полезное для компании Вендора и ее партнеров, но при этом не затрагивать проблемный бюджет.

Вендор, чтобы не увеличивать собственные затраты может распределить задачи так, чтобы и финансовых и человекочасовых затрат было минимально. Например можно выдать большой объем работы и призовых кредитов кому-то из ВУЗов или компаний партнеров (например дистрибьюторов), а дальше он может распределять кредиты и задачи между собой и соисполнителями и пр. Т.е. при желании можно сделать так, что Вендор будет только определять цели и контролировать выполнение. При этом большую долю контроля можно возложить на сами ВУЗы. С учетом их конкуренции это может сработать. Единственное, что нужно не допустить - это стандартного "роспила". Но в этом смысле все компании Вендоры  вроде имеют достаточно опыта.

Публикации серии:

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
Rambler's Top100