пятница, 1 июля 2011 г.

Продавая непродаваемое

Дорогой читатель, данная статья вылеживается уже больше трех месяцев.За это время я не один раз пытался ее причесать, чтобы она не сильно задерживала и грузила, потому как от того что я тут "многабукаф" восприятие идеи может только пострадать. Но честно говоря так и не смог привести к нормальному состоянию. Итак сегодня я хочу затронуть тему лицензионного ПО и пиратства.
Эта тема давняя и на ней сломано много копий. Я понимал, что вряд ли ее удастся избежать но и затрагивать ее не хотелось. Как-то прочитав интервью на isicad, я резко захотел написать ответ, уж больно руки зачесались. Потом поостыл, начал править, так ни до чего менее отвлеченного от темы споров об этике со стороны рабовладельца и пирата (причем при взаимовыгодном сотрудничестве) я дойти не смог. Я уже как-то говорил что наши поборники демократии (стейты, которые юнайтед) всю свою историю строили на костях рабов, и не смотря на громкие лозунги никогда этого не переставали делать. Вы мне не верите? Как же тогда конституция, скажете Вы? Конституция это бумажка, которая власть имущих, ни к чему не обязывает, она лишь дает надежду и веру в то что все равны (и не только у нас, у них тоже). В свое время мне попалась замечательнач статья, в которой подробно  и аргументировано описывались причины нелюбви "севера" США к рабовладельчеству. Основной причиной была отнюдь не продвинутость, а чистая прагматика. На юге, гда рабский труд был экономически выгоден он и использовался, причем преимущественно на плантациях, работы на которых нельзя было автоматизировать. На севере же основные машиностроительные работы уже во всю достигли той цены, что людей, даже если они рабы туда было пускать не выгодно. Их же как минимум кормить надо.  Там было много всего, я так хорошо не расскажу, но с этой же точки зрения я и писал эту статью. Не так давно, Александр Бауск предложил ее опубликовать... я поотнекивался, но тут вышла новая заметка про нашего мальчика лицензионность на isicad. Свое отношение я уже высказал. Коротко повторю его и тут. Если это была не провокационная статья из цикла, тогда она уж очень однобока. Впрочем я и сам подобным страдаю, по сему не буду приставать к коллегам по перу.
Далее идет собственно текст многострадальной статьи, с последним вариантом правок (где-то двух недельной давности). Основной тезис состоит в том, что как и в случае с конституцией кто-то хорошо играет словами. Называя вещи совсем не своими именами. Например продавая то, что никто и не собирался продавать. Не понятно? Тогда давайте рассмотрим небольшой пример.
Итак, Вы купили Программное Обеспечение. Замечательно. Это программное обеспечение стоит много денег, не так ли? Стоимость так велика потому, что:
  • программа достаточно сложная
  • нужно оплатить труд людей ее создавших, нужно дать им аванс на ее дальнейшее улучшение, нужно оплатить тех поддержку и пр.
  • прибыль, которую она Вам принесет гораздо больше затраченых средств.
На счет сложности и ее влиянии на стоимость я уже писал. На счет труда людей создавших. Голову могу дать на отсечение, что у основных игроков мира САПР (и не только), программисты, математики и прочие не бедствуют, но не являются основной статьей затрат. Если подсчитать количество "торгового люда", который кормится на чужом труде... Я не наезжаю на продавцов, диллеров, маркетологов, системных интеграторов и пр. Понятное дело, что без них фиг бы программисты получили свои деньги. И понятное дело, что за просто так они  работать не будут. Но торговый люд давно перестал играть роль сопровождения и "рыбки прилипалы". Эта рыбка раскормилась до размеров касатки, и уже давно диктует правила поведения некогда существовавшему крупному хищнику акуле, на подкорме у которой когда-то находилась. Впрочем пока ситуация всех устраивает толку то рыпаться? А те кто не устроен уходят из компании потыкаются помыкаются, да сдадутся под крыло очередной рыбки, которая в очередной раз тихой сапой из управляемого звена станет управляющим.
"Тех. поддержка". Вот честно я даже готов поверить в существование этого мифического существа. Тем более что то тут то там вспыхивают благодарности и восхваления в его пользу. Фиг с ним с моим опытом. В конце концов, может просто мне и куче других людей не повезло (наверное со знаком гороскопа), Но уж если крупные компании пытаются заместить тех. поддержку, "условно бесплатным" хоть и взаимовыгодным (на данном этапе) трудом активистов (это может быть, как у Autodesk ея Community, может быть стандартное обучение студентов преподавателями ВУЗа, а может принимать и более изощренные формы). Так вот если ее хотят заменить на нечто бесплатное и более эффективное... наверное не все тут так гладко. Это не наезд, это просто размышления. Кроме того, я хорошо представляю что могут сделать в сервисном центре с барахлящей мобилой, или дрындулетом аутомобилем. И плохо представляю подобное в мире ПО. По крайней мере мне встречать подобное не доводилось и даже не слышал про эквивалентные сюжеты.
Все это приводит меня к мысли, что и цены и обещания "внеземного счастия "от покупки ПО существенно завышены,по сравнению с реальным состоянием вопроса.

Ладно идем далее. Давайте откроем типовой договор, который мы никогда не читаем с которым мы соглашаемся, когда устанавливаем ПО. Я задам "парочку" вопросов. Вот вы купили ПО.
Оно Ваше? нет. Вы можете с ним делать что угодно? Опять нет. Вы можете его хотя бы перепродать, если после использования оно Вам перестало быть надобным, пусть даже за меньшие деньги? Нет, если Вы не диллер. Хм... Ну ладно, какие еще проблемы могут быть? Купили Вы ПО, прошел годик, и через год при запуске Вас посылают далеко и надолго... Купили Вы ПО в США, установили на ноутбук, привезли в Европу, и оказывается нарушили соглашение пользователя... При покупке Вам сразу ставят условие в каких случаях, для выполнения каких работ, для каких заказчиков Вы не имеете права использовать. Вы купили новое оборудование, и в некоторых случаях будут большие проблемы, чтобы добиться возможности запуска купленного Вами ПО на данной новой машине, без нарушения лицензионных требований. И далее далее. Даже ответственности никакой за ущерб и проблемы вендор не несет. Хотя те же автопроизводители отзывали авто на ремонт/замену и после гарантийных сроков в случае обнаружения брака. И не надо говорить про сервис паки. Не надо. Иначе я еще больше примеров найду. Сами подумайте почему это не равноценный эквивалент, я в Вас верю - у Вас получится.

Проводя сравнение. Если я купил материальную вещь, например машину, то через год у меня ее никто не заберет. Это мои проблемы для чего я буду ее использовать, если это не противоречит законодательству, я ее могу разобрать на запчасти, и ездить и в Европу и в Азию и куда угодно. В случае если она перестала меня устраивать я могу ее сдать в аренду или продать. Почему? Потому что это моя Вещь.
А купленное Вами ПО - не Ваше. Не смотря на то, что называется это дело покупкой, все это не более чем аренда. Купленное Вами ПО по сути принадлежит не Вам, а вендорам. Просто такая подмена понятий... И именно по этой причине я и говорю, что США всегда было страной чихавшей на законы. Единственный закон который они поддерживают  -  у кого деньги тот и прав. И чем больше тем правее. По сути США выступает в качестве защитника рабовладельческого строя и сейчас. Причем уже и в реальный мир начинает попадать эта отрава. Покупая iВещь, вы соглашаетесь со списком условий, общий смысл которых сводится к тому, что Вам любезно соглашаются предоставить в платное пользование вещь компании Apple, а по сему со всем, что вы делаете с   этим устройтвом, все что вы туда "кладете" это уже не Ваше, а собственность Надкусана  (немного утрировано, но лишь немного, в последнее время этому посвящено много информации в сети)

На наш пост советский рынок идут со всех сторон "наезды"  на высокий уровень пиратства. Давайте посмотрим, что творится в стране, которая наиболее активно борется с пиратством. В Германии:
Немецкие интернет-провайдеры регулярно подают правообладателям сведения о пользователях, чьи действия квалифицируются как пиратские; по сообщению местной интернет-ассоциации ECO, ежемесячно в отчетах указываются порядка трехсот тысяч пользователей.
Это можно по разному прокомментировать. Я прокомментирую так: в стране, в которой вполне уважают законы и порядки, считают допустимым нарушать законы именно интеллектуальной собственности. По сути тем самым выражается несогласие с текущим дебилизмом в законодательстве.
А теперь о мифических "бешеных" потерях от пиратства. Некто Daniel Amitay написал интересную заметку о том, что когда в сети распространилась пиратская версия его ПО - увеличились продажи. Изначально продажи и пиратство было сравнимо по уровню т.е почти ноль, потом в сети начало гулять приложение и количество пиратских версий превысило почти в 40 раз уровень лицензионных продаж. АААА потери, грабят... насилуют. А что в итоге? А в итоге продажи выросли в два раза. Если делать подмену мягкого с теплым, то получается что если бы не было пиратства, то заработки были бы в 40 раз больше. Но это как раз виртуальный заработок, как в том анекдоте про то как сын у отца спрашивал про реальность и виртуальность. В реальности же, благодаря возможности поработать с приложением бесплатно и без ограничений выросли продажи, так как большее количество людей смогло узнать вообще о существовании программы и оценить ее пользу.

Еще одна фраза. Когда Стив Балмер пришел вместо Билли, он сказал замечательную фразу: Мы заинтересованы в поддержке пиратства больше, чем в поддержке свободного ПО. Те кто привык работать на нашем ПО в конечном итоге в большинстве своем купят его, когда их прижмут. Точную цитату, я не смог найти, хотя гуляла она по сети с шиком. Если кто помнит "пруфлинк" буду рад.
 
Так вот, господа продавцы, убедительная просьба не морочить голову тем, что Пиратство приносит Вам исключительно убыток. 
И последнее, в честном разговоре, после распития мировой большинство борцов с пиратми признавалось "по секрету", что они сами и нелицензионное ПО негнушаются использовать (хотя бы чтобы посмотреть на достижения конкурентов, "типа"), и музыку с фильмами тоже уважают. И отнюдь не всегда за все платят. Понятное дело, что положение обязывает, но помните и о совести иногда...

8 комментариев:

  1. Дааа, мерзковато это все... я уже свыкаюсь с тем, что все соцсервисы (в т.ч. и гугл) отнюдь не настроены на гуманизм. Как-то общался с человеком, который имеет свой поисковый сервис в восточной европе - рассказал пару механизмов в "поисковом" интернет бизнесе, т.е. с чем он постоянно работает. Жуть, конспирологи отдыхают. А ведь просто бизнес обсуждали.

    Эппл вообще за гранью добра и зла. Воистину кто-то сказал про религию потребления - и я тоже ее адепт, получается.

    Пока смотрю с надеждой на нанософт, не в плане технологических прорывов, а с точки зрения мало-мальски "честного" поведения.

    ОтветитьУдалить
  2. Налицо конфликт интересов потребителей и производителей. В любой отрасли он есть.. но и решения найдены. Найдутся они и в сфере программного обеспечения. Помнится когда появился SpaceClaim, а было это еще по моему в 2007 году, то ими была предложена аренда ПО, ставка была чуть ли не часовая. Оплатил за пару часов и поработал. Мне понравилась именно эта идея, а не то что там прямое моделирование - хотя это тоже интересно. Потом как то это заглохло у них. А может я просто не отслеживал. Но было подхвачено другими, хотя эти другие тоже по ходу пьесы меняли правила игры. Точнее дополняли - можно и купить коробку, а можно и арендовать. И Это правильно. Разный народ. Основной довод против аренды был такой - а если мне надо чертить, а у меня деньги кончились - то что же - всё пропало ? Нет уж. Пусть лучше я куплю коробку. Дорого, но зато своя. Против коробки выступали те, кому надо решать задачи, но они очень редки. Раз в месяц что то посчитать, а ПО надо купить. Бухтенье возросло, когда примерно в это же время вендоры САПР ввели обязательную подписку на обновления. т.е. народ заставляли платить неизвестно за что, которое толи будет, толи нет. А платить надо обязательно. А ломать схему вендор-реселлер-дилер-клиент никто не решается по простой причине как мне кажется. Выпавшая цепочка реселлер-дилер - перейдет к тем вендорам, у которых смены не произошло. И клиент перейдет на другое ПО. Что бы там не говорили на этом рынке все примерно одинаковое. и очень похоже. Вот и выжидает народ. А по сути то все просто с этим ПО как в жизни. К нему надо относиться как к инструменту. Занимаюсь я профессионально ремонтом - у меня есть дрель, перфоратор и всё что надо. Если мне это надо время от времени - я его арендую у соседа например. Если пользоваться не умею - возьму в аренду вместе с тем, что имеет инструментом пользоваться. напрашивается такая площадка, где всё есть, но оплачивается по мере пользования. А все участники площадки получают долю от общего дохода, заплаченного именно за его вклад в общую площадку. Будь то дрель (программа) или количество вбитых гвоздей (сделанных чертежей). Технически мне кажется такое сделать - не очень сложно. Но вот примирить финансовые амбиции - это вряд ли. Как пел Высоцкий - "... настоящих буйных мало, вот и нету вожаков...". А может найдутся ?

    ОтветитьУдалить
  3. Если честно, то я даже не про несовершенство схем оплаты. Понятное дело, что сделайте почасовую оплату, и народ будет с раодстью работать на пиратском, а потом на пару часиков-суток брать лицензию и утверждать, что все сделано там за эти самые пару часиков.
    Я именно о том, что первые проявления жадности и отсутствия совести проявляют именно вендоры. Потому что называют продажей аренду. И даже факт покупки коробки не всегда спасает, потому что часто в лицензию заложены временные рамки. И если использовать термин покупка, то покупается не ПО, а абонемент на использование его в течении года.
    Кроме того, если ПО стоит так много денег, то почему Вендоры сами позволяют его тиражировать? Денег за создание копий с дистрибутива они не берут и не считают это пиратством. Вендоры берут деньги за маленький ключик или серийный номер. Пиратством считают подбор ключа, файла лицензии, а не копирование информации.

    ОтветитьУдалить
  4. Вся проблема видимо в том, что нет ничего проще размножить программное обеспечение. Попробуйте сделать тоже самое - размножить скажем автомобиль. Есть умельцы в Поднебесной - они размножают. Не особо задумываясь о патентной чистоте и всё такое. Но всё равно это процесс не минут, как с программами. С точки зрения вендора - у него украли копию, а с точки зрения потребителя ? Взял да и поставил у себя дома, то что на работе установлено. Это кража ? А это уже смотря что написано в лицензионном соглашении. Хотел бы заметить, что для всех прочих видов товара - лицензионное соглашение не играет такой роли. Для противодействия лихим гражданам, которые засунут палец в мясорубку, покалечатся, а потом подают в суд на производителя - что в инструкции не было написано, что такое делать нельзя. Ну и прочее на эту же тему. А в лицензионных соглашениях что написано ? Вендор пишет - никаких обязательств он не несёт, ни прямых ни косвенных. А вот потребитель должен - мало не покажется. Ну никак не получается у производителей приучить народ к общегражданским что ли правилам что ли ? Что такое кража в общечеловеческом понимании ? Было у одного, теперь это у другого. Т.е. у кого не было, теперь есть, а у кого было - теперь нет. А с софтом ? Это осталось у того у кого было и появилось у того, у кого не было. Тут речь о виртуальных доходах. Если бы тот у кого взяли софт и скопировали не дал этого сделать, то тогда наверное купли бы у вендора ? Может быть. А может и нет. На всякий случай задирается цена, чтобы хотя бы один купивший оправдал все ожидания. А также для острастки пишутся законы, лицензионные соглашения с кучей ограничений. Но не работает это. Как то не понимает народ. Кстати вспомнил разборки с одной конторой. Те поставили софт предназначенный для установки на один компьютер. Только развернули это под цитриксом и цеплялилсиь к нему всем коллективом в несколько сотен человек. С точки зрения продавца - кража. Ведь думалось то что они должны купить все эти сотни лицензий. А с точки зрения потребителя и формальных требований лицензионного соглашения. программа установлена на одном компьютере. Нарушений нет. В общем то все движется по кругу к тем временам, когда программы были бесплатным приложениям к компьютеру. Вендор разворачивает дата центр со своими программами, доступ к которым регламентируется очень просто. Оплаченный аккаунт на определенный период. Бери и пользуйся. Никаких локальных установок. С развитием интернета - это не проблема уже сейчас. Ну или поход по пути яблок - Асконпад, атодескпад, нанопад, катяпад, сименспад или еще какое название девайса. А девайс может ходить только в те места, куда прописано и в том объеме, что оплачено. Вот и не будет никто воровать и несанкционированно копировать, номера девайсов в базе прописаны.. Чужой не влезет. Это с точки зрения продавца хорошо - видно реальные а не виртуальные деньги. А с точки зрения потребителя наверное тоже хорошо. Но как говоривал известный персонаж - "... Пусть у нас всё будет, но чего-нибудь всё таки не хватает...". Нет идеальных схем. А создание программы любой - процесс очень затратный, как по времени, так и по деньгам.. И пока её нет, неизвестно - это вообще покупать кто то будет. Это я в оправдание вендоров.

    ОтветитьУдалить
  5. Я потому и не сильно хотел затрагивать эту тему, что по сути разумные люди всё понимают и могут сказать и в защиту пиратства и в защиту вендоров. Могут и наоборот привести достаточное количество доводов против пиратства или вендоров. Еще раз повторюсь мне это напоминает не спор допрпорядочного гражданина с преступником (не важно с какой стороны), а спор работорговца/рабовладельца с джентельменом морской удачи = пирата. Или спор убийцы с палачем о том, чья работа этичнее.

    Когда я говорю про отсутствие ответственности, я говорю не столько о том, что прописано в договоре, который можно приравнять к инструкции, а о других ситуациях. Например не так давно у SW вышел сервис пак, который они тут же просили не ставить до следующей заплатки ибо он приводил к потери информации на винчестере и даже его смерти. А всякие производители винды и прочие так постоянно выпускают что-то что содержит дыры в безопасности, элементы несовместимые с жизнью компьютера, и просто фатальные ошибки в результатах работы. Но при этом если не сработает подушка безопасности - отвечать будет автопроизводитель. А вот если в инженерной программе для расчета ядерных электростанций (к примеру) тоже что-то не сработает, то виноваты будут не те кто программу писал, а те кто в ней работал.

    Что же касается покупок. Лично я пропагандирую лицензии. Пропагандирую давно, еще до тех пор как это стало называться пиратством. Но пиратством не гнушался и не могу его осуждать.

    Например для себя я когда то решил, что игры я покупать не буду. В итоге это вывелось к тому что в компьютерные игры я практически не играю вообще. А если играю то в бесплатные. Например знаменитый "марьаж".
    Музыку в последнее время практически не слушаю. Фильмы, если и смотрю, то преимущественно старые. Книги читаю и если нравится - покупаю. Но покупаю только в бумажном виде.

    И подобную лицензионную пропаганду я веду и среди студентов. Но пока, что бы кто ни говорил, пока не все так просто для студентов.

    Кстати почти уверен, что вендоры сами не сильно захотят схему с предустановленными устройствами. Они то сейчас привыкли к беззатратному копированию на любое количество. А так даже если копеешные (например в сравнении) но все же затраты.

    Чуть позже, как разгребусь с оцифровкой накопленных за время поездок записей выложу предложение к Вендорам по использованию их секондхенда ;) А то понимаешь лежат мертвым грузом старые версии ПО. Может кому пригодится...

    ОтветитьУдалить
  6. Да. Можно всегда найти аргументы хоть для кого, и хоть для чего. Но находить решение надо (а может оно уже и есть), так как вендорам нужны клиенты (если честно, то не клиенты, а их деньги), а клиентам - продукция вендоров. Как сделать приятным процесс обмена денег на товар - это и вопрос. Единого решения нет и быть не может. Все мы разные. Вон сколько всего появилось разного в последние годы. И аренда и лизинг и рассрочки. Хочешь ставь на комп, хочешь - в облаках пари. Да много чего. Выбор появился. Так что процесс идет.

    ОтветитьУдалить
  7. Я тут осмелился и свою лепту внести. В смысле сделал нескромное предложение вендорам, по схеме распространения ПО.
    Сам знаю что вряд ли. Но еще недавно и предлагать бы не стал, а сейчас.
    Есть бесплатный вариант CAD у Delcam, Google, Daasult (пусть и с натяжкой но 3DVia Shape можно назвать CAD'ом). Теперь вот у Autodesk. Глядишь может чего и выйдет.

    ОтветитьУдалить
  8. А ссылку то добавит и забыл: http://saprobasni.blogspot.com/2011/07/vs_03.html

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
Rambler's Top100