воскресенье, 25 сентября 2011 г.

Пару слов за Сотрудничество

С момента последней тематической записи прошел месяц. Чем я этот месяц занимался, немного написано в предыдущем посте. Кроме того  я в том числе занимался, как раз тем о чем будет написано в данном сообщении. В общем практиковался вместо теоретизирования. О результатах практики тоже надеюсь написать, но тут нужно, получить “одобрямс” на публикацию результатов. Хотелось бы и чтобы результаты еще были положительными, но все это будет позже, а пока многабукаф “теории”.

Итак сотрудничество. Начнем с того, что под собой подразумевает данный термин: Совместная деятельность; позитивное взаимодействие, в котором цели и интересы участников совпадают либо достижение целей одних участников возможно только через обеспечение интересов и устремлений других его участников. Антоним конкуренции.

Тому какие цели есть у коммерческих организаций, заводов, предприятий и различных проектных бюро, ВУЗов, были посвящены предыдущие заметки, а по сему просто скажу, что есть и схожие. А раз так, то лучшим вариантом является когда участники хотя бы не мешают друг другу, а если и помогают друг другу, то это вообще замечательно.

Но тут какая проблема, у нас за время свободы и демократии большинство привыкло не решать свои проблемы самостоятельно, а переваливать их на других. Как там в классической фразе? “Я что должен за Вас решать свои проблемы?!” Что уж говорить о том, чтобы приложить свои усилия чтобы помочь кому-то решить его проблемы…

Тем не менее жить по Закону Джунглей “Каждый сам за себя” уже не время, лучше уже по другому Закону: “Мы с тобой одной крови”.

Правда, даже принадлежность к одному “типу” не всегда обозначает равенство кровей. Я не знаю как это охарактеризовать, то ли как “резус фактор”, то ли как “группу крови”, то ли вообще вспомнить о том, что некоторые бывают “голубых кровей”, но все же ставить в один ряд ту же Бауманку и какой-то “захудалый” провинциальный ВУЗ нельзя. Не смотря на то, что оба являются государственными ВУЗами, первые могут ставить свои условия, причем практически любые и без оглядки на кого бы то ни было, вторые тоже наверное могут поставить… но вот чтобы их кто-то кинулся выполнять….

А по сему, я возьму за основание тех кто находится в серединке: и нос не так высоко задран, но и результаты от работы тоже присутствуют. Причем серединка для всех и для ВУЗов, и для Коммерции и для Промышленности  (Строительства)

Раз определились с целевой аудиторией , переходим к более конкретным моментам.

Первое что ВУЗ делает – это учит 6 лет студентов, которые потом теоретически могут прийти в конкретную организацию. Так почему бы ВУЗу не начать учить тех, кто уже нужен данной организации, потому что в ней успешно работает. Если человек имеет необходимое высшее образование, он может продолжать свое обучение в магистратурах, аспирантурах, докторантурах. Если не имеет вообще или не имеет специфического образования (например был неплохим инженером-механиком, а теперь нужно менеджмент-экономическое получить) – то ему дорога либо на младшие либо на старшие курсы по специальности. При этом так, как количество бюджетных мест строго ограничено  наиболее простым вариантом является контрактное обучение. Очное или заочное – зависит скорее от организации из которой он приходит на обучение и самого человека. Скорее всего заочное\вечернее.

Америку я тут не открывал, такой вид обучения уже давно существует и при Союзе вполне считался успешным, а в тяжелые времена вообще единственным. Но в данный момент заочники это, зачастую, еще большая профанация чем очники.

На заочку идут обычно те кто занят чем-то, но точно знает что нужна корочка, а при его посещаемости его либо выгонят либо слишком дорого (в финансовом плане) обойдутся пропуски. Как говорил один мой знакомый – я не настолько богатый человек, чтобы учиться на бюджете. А так все привыкли (и преподаватели и обучаемые), что заочка – один из самых дешевых и наименее геморройных средств получения “бомажки”.

Так вот в данном случае я предлагаю организациям не столько начать платить за контракт обучаемых таким образом сотрудников, сколько следить за качеством обучения. На фоне итогового результата общее количество мороки существенно сократится.

Естественно, что в таком случае появятся те, кто просто “за счет заведения” оплатит получение “бомажки” и отсрочки от армии для своих родственников. Но поверьте, те кто сможет так сделать, смогут это сделать и без того. Им проще снять трубку и позвонить конкретным людям (преподавателю, зав.каф, декану, ректору) и решить вопрос бесплатно простым звонком. Ведь все равно, скорее всего, за подобное “чадо” придется звонить и договариваться. Но в общем случае если начальство не совсем тупое, можно надеяться, что при должном контроле эффект будет. И будет положительным. Причем как для организации (ибо получат обученного сотрудника), так и для ВУЗа, и для обучаемого. Причем эффект для ВУЗа будет двойным: с одной стороны это деньги за контракт, а с другой – встряска системы, которая, если так пойдет и дальше, вовсе забудет как и чему учить студентов.

 

Идем далее. Так как обычно хочется получить результаты с минимальными финансовыми вложениями, то “контрактно-целевое обучение” устроит отнюдь не многих. Тем более что в том или ином варианте, но работающему человеку придется делать перерывы в своих обязанностях (кратковременные или постоянные) в течении всего периода обучения, что также для многих неприменимо. В этом случае, можно предложить давно существующую и отработанную форму обучения по индивидуальным учебным планам.

Что под этим подразумевается? Под этим подразумевается, что организация берет под свой контроль обучение некоторых студентов. Эта организация также снабжает данных студентов заданиями (например на курсовые и дипломные проекты). В зависимости от ситуации подобное сотрудничество может варьироваться от просто выдачи заданий, и до именных стипендий или других поощрений. Также возможно, что студента освобождают от обязательного посещения каких-то предметов на определенный срок. Например студента машиностроителя от посещения лекций по “основам этики”, или программиста от “начертательной геометрии” и “сопромата”. Также возможно прохождение “производственной” практики в данной организации. Подобная практика может быть в отведенные для этого учебным планом периоды, во времена каникул и даже во время учебного семестра. Все это зависит от многих и многих вещей.

В чем прелесть данного подхода? Студент изначально знает, что из изучаемого ему пригодится на будущем месте работы и тратит основное время на данные предметы и навыки.

В чем минус? Во первых повышается вероятность завалить семестр и вылететь с учебы из-за непрофильных предметов. Во вторых подобная тесная работа со студентами забирает у некоторых сотрудников организации рабочее время. Если поручишь кому-попало – получишь что попало. Если поручишь ответственным… так их время и так много стоит.

Ну и кроме того, предприятия редко идут на оба вышеупомянутых варианта ибо некому дать гарантию что потраченное время и средства не то, что окупятся, а не вылетят в трубу. Потому как обученный подобным образом студент, может просто вильнуть хвостом и пойти в соседнюю организацию. Хорошо еще, если не к конкурентам.

Но, волков бояться – в лес не ходить. Никто не может дать гарантию что таким же образом организация не лишится своего существующего специалиста. Вдруг он захочет отомстить или просто уйти на более высокооплачиваемую работу?

 

Ладно, для тех кому не хочется прикладывать много усилий и тратить деньги тоже существуют варианты.. Например, кто мешает устроить смотр достижений народного хозяйства? В том плане, что выбрать наиболее успешные кафедры и попросить их порекомендовать наиболее успешных и толковых студентов для работы. Все же не кучу заявок обрабатывать, а уже после первого просеивания. Как никак, за 6 лет учебы кафедра могла чуть лучше разобраться в том, что из себя представляют ее студенты. Хотя конечно это не помешает попытке продвинуть своих любимцев (например родственников) на хлебные места, или с предвзятостью смотреть на отдельных личностей, которые по какой-то несчастливой случайности не смогли себя реализовать на родной кафедре.

Я не буду напоминать про волков, я просто скажу, что организация может выбрать те кафедры и тех преподавателей, которые будут адекватно выдавать характеристики и рекомендации. Кто-то это будет делать из-за вознаграждения, кто-то потому, что хочет успехов своим ученикам, кто-то еще по каким-то причинам. Но  в любом случае таких людей можно найти.

 

Впрочем, памятуя о том, что было сказано в начале, чем меньше  усилий Вы хотите приложить и чем больше результат Вы хотите получить, тем дальше от сотрудничества Вы на самом деле находитесь, будем честны - Вы просто хотите пожить за чужой счет.

Раз уж заговорили о честности, то вышесказанные сентенции относятся скорее к коммерции и промышленности, чем к ВУЗам. Почему? Потому что я описал действия не со стороны ВУЗов. Со стороны ВУЗов все тоже самое, но чуть с другими акцентами.

Во всех трех – как можно более качественное образование. В первых двух – создание возможностей совмещения работы и учебы. В последнем – предоставление честной и адекватной информации, поиск мест для возможного трудоустройства своих студентов. Да, Вы уважаемые коллеги, не ослышались, эти места нужно искать не только для того чтобы самому туда слинять, или получить откаты с “крепостничества” (многие действительно кормятся продавая труд студентов или рекомендации).

У нас в коллективе крепостное право отменили еще до открытия специальности, по сему ищем и рекламируем студентов как можем.

 

Итак еще раз тезисно:

Некоторые варианты сотрудничества между коммерцией, промышленностью и ВУЗами:

  • Заключение договоров о контрактно-целевой подготовке специалистов для Вашего предприятия;
  • Привлечение студентов к работе на Вашем предприятии по индивидуальным планам;
  • Индивидуальный подбор молодых специалистов по заявке Вашего предприятия.

В общем где-то так. В следующих заметках постараюсь развернуть некоторые из моментов сотрудничества, и выделить наиболее эффективные и наименее накладные. Даже если кто-то изберет  путь партнерства (не в понимании АО “МММ”), но по ряду причин выберет наименее накладные (а то и бесплатные) даже от этого будет польза всем, а там глядишь и до более эффективных способов доберутся.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
Rambler's Top100