среда, 24 августа 2011 г.

Пара слов за ВУЗы с Деньгами*

В прошлый раз обсуждались проблемы ВУЗов условно говоря морально-этического плана. Но, как и у предприятий, есть и проблемы более приближенные к финансовым планам. Да я делаю этакую подмену понятий говоря, что проблемы ВУЗов являются, в том числе и проблемами предприятий. Но в тоже время если вспомнить некоторые соображения того же Бисмарка, можно сказать, что состояние образования в целом хороший показатель здоровья государства и нации, а не только промышленности, так что можно сказать, что подобная подмена скорее преуменьшение, чем преувеличение. А раз так, то мои рассуждения всяко не лишены смысла.

Высказав подобное обоснование, перейду к проблемам. Я не буду говорить о низких зарплатах работников науки и образования. В конечном итоге это проблемы гораздо более глобальные чем те, о которых я хочу поговорить, как впрочем, и более локальные. Почему так? Начну с последнего. Если человека не устраивает зарплата, и он считает себя достаточным специалистом он (почти) всегда сможет найти более высокооплачиваемую работу. Если конечно он настоящий джентельмен специалист. Уход специалистов из сферы образования на самом деле не менее печален, чем из промышленности. А, по сему, многие обосновывают свое нежелание уходить из ВУЗов вовсе не тем, что не куда, а тем что «что останется после нас?», или «если не мы, то кто?»… Ну, в общем, как-то так.

Лично я отношу себя, как раз, к людям, оставшимся в ВУЗе где-то по подобной причине. Естественно, я не могу сказать, что «ценовая» политика меня восхищает. Так, например, очень забавно знать, что зарплата по должности «преподаватель-стажер» на которую берут только что выпустившихся ребят, которым нужно дожить до аспирантуры, выше чем зарплата старшего преподавателя с семилетним стажем и полагающимися надбавками… Но в целом я прекрасно знаю где я и что я, а по сему хоть и не восхищаюсь, хоть и временами ругаюсь, но и не ною по этому поводу. По крайней, мере стараюсь. Впрочем, основная статья моего дохода это не преподавание, а научная деятельность… Ну или околонаучная, или совсем ненаучная, это как посмотреть. В последнее время пришлось немного посидеть на постных харчах, ибо время подготовки к защите съедало любую возможность заработать, но в целом все равно нормально. Как говорится осталось совсем немного, совсем чуть чуть.

Но хватит обо мне. Так вот среди тех, кто говорит, что остался в ВУЗе ради будущих поколений, далеко не все работают по проектам (причем часто и не пытаются) и по сему им гораздо труднее с заработком. В этих случаях люди либо мирятся, либо непрерывно ноют, либо берут «на лапу». Иногда бывает, что и все сразу. Это уже часто зависит от человека. И именно ему решать как с этим жить и бороться.

Но как ни посмотри то как была описана проблема выше это локальная проблема, ибо это проблема выбора конкретного человека. А вот то, что должности требующие теоретически более высокой квалификации и ответственности государством ставятся в самый низ «пищевой лесницы», причем, иногда до маразма (упомянутое соотношение заработных плат между стажером и опытным преподавателем) – это уже глобальная проблема. С которой, к сожалению один человек вряд ли сможет бороться. Тут нужны усилия гораздо больших сил. И речь идет не о наших профсоюзах сидящих на подсосе у головной организации, и работающих преимущественно на своих профсоюзных лидеров и лидеров головной организации… Я уж даже не знаю о ком конкретно тут речь…. Ибо политические партии тут тоже не сильно то помогут. Они, как и современные профсоюзы скорее паразитируют, чем стремятся к симбиозу. Причем паразитируют как раз на глобальном уровне, на уровне целой страны… Тут пока не побродим 40 лет по пустыне ничего не получится. Вот только жаль, что Моисей давно умер. Может хоть Гамельнский Крысолов объявится?

Ладно, завязываем с политикой и переходим к насущным проблемам. Они как и аналогичные у предприятий сильно завязаны на материальные ресурсы, т.е преимущественно на деньги. Но не только.

Итак. При советском союзе почти на каждой кафедре было куча металлолома, на котором будущим инженерам объясняли специфику их работы. Это были различные макеты, части конструкций, оборудование, наглядные пособия, диафильмы, плакаты, атласы чертежей и куча всего прочего. За 20 лет развала это все списывалось, терялось (например, при переездах кафедры), растаскивалось студентами, продавалось, выкидывалось, ломалось и приходило в негодность, и прочая, прочая… На каких-то куркулистых кафедрах благодаря усилиям начальства, вопреки усилиям начальства или просто по счастливой случайности, что-то пооставалось. Но обычно этого существенно меньше, чем было, и вот уже нет макетов на которых покажешь чем козловой кран отличается от мостового перегружателя, а паровая турбина от двигателя внутреннего сгорания.

В какой-то мере подобные макеты можно заменить CAD моделями. Они даже имеют ряд преимуществ: например можно рассмотреть всю турбину до последнего винтика, покрутить многотонную конструкцию перед глазами, разобрать собрать, залезть внутрь и прочая. Но это если она такая была нарисована. А где ж ее взять то еще? Ну и кроме того, если многотонная конструкция размером с жилой дом не всегда поражает воображение. То вот тоже самое в реальности, всегда. Да и железо всегда притягивало пытливые умы магнитом. Навык и эмоции полученный в результате ощупывания чего-то в железе, пусть даже если это уменьшенная копия, не заменишь никаким сверхсовременным суррогатом…

Но тут еще одна проблема встает. Для того чтобы была возможность поработать с подобными моделями нужен и соответствующий софт и соответствующее железо. Да, сейчас почти в любой CAD системе можно собрать сборку практически любой сложности. Да софт для ВУЗов стоит на порядки меньше денег, чем для предприятий и коммерции. Да это не предприятие и задачи тут меньшие, нет требований скорости, можно многое упростить выкинуть и прочая, а следовательно и компы не нужны такие мощные и это тоже меньшие деньги… Но ведь у ВУЗов бюджеты часто и не сравнимы с коммерцией и предприятиями. Причем зачастую не на один порядок. Вот и получается часто, что не могут ВУЗы позволить себе купить ПО. А иногда даже просто взять. Ибо возьмешь, а где деньги на компы?

В России во многом проще и лучше. Во многом, но не у всех и не везде. А по сему эти фразы еще актуальны. А есть и другие. Например, бюрократия. Попробуй, докажи, что тебе нужен именно этот софт, а не конкурирующий… Суть даже не в том кто лучше кто хуже, а что он нужен. Опять же если вернуться к вопросу о ценах, то зачастую дешевле не сам софт для ВУЗов, а лицензия на преподавание студентам. Если не дай Бог, захочется читать коммерческие курсы, или еще хуже выполнять коммерческие проекты – будь добр купи по полной стоимости.

С одной стороны это понятно. Если хочешь зарабатывать – не важно, сколько у тебя денег, будь добр потраться. Но если частные предприятия могут в случае необходимости пойти по схеме кредитования или лизинга, то государственные ВУЗы часто такой возможности лишены. При учете изначально меньшего количества денег, получается, что если ты ВУЗ, то нефиг выпендриваться - сиди и читай своим студентам. Вот тут тоже интересный момент. С точки зрения большинства людей живущих «от продажи Софта», ВУЗ должен заплатить за право преподавать современные нужные знания. И не важно, что таким образом ты готовишь кучу потенциальных клиентов. Это нужно тебе – вот и плати. С точки зрения ВУЗа – все с точностью наоборот. ВУЗу часто все равно, что читать.. Не тех, так этих. Хотите, чтобы читали Вас – гоните софт. Желательно бесплатно. Еще желательнее с обучением. Еще желательнее с какими-то поблажками и прочими приколами. Например, требованием сделать дополнительно класс, в котором будет этот софт читаться. Может даже именно в этом классе и будут читать этот софт. Может даже только его. Может даже компы не разберут на запчасти и домой…

В общем, на лицо конфликт интересов. Причем, что характерно тут есть три стороны. Между Вендором и ВУЗом иногда встряет Дилер. И даже если Вендор готов отдать бесплатно, некоторые Дилеры не всегда об этом скажут ВУЗу, и вообще постарается сделать так, чтобы все решения мимо него вдруг не проскочили. В общем как повезет.

Кому интересно больше конкретики и меньше словоблудства прошу на isicad посмотреть материалы про обучение. Статьи Владимира Талапова: Компьютерное проектирование: чем обеспечивать учебный процесс? , Компьютерное проектирование: чему учить? ; и Максима Терентьева Образовательные лицензии в области САПР в России и СНГ. Часть 1: Autodesk, АСКОН, DS SolidWorks, Graphisoft. На самом деле материалов там гораздо больше, но для остального воспользуйтесь поиском, ибо если я буду постоянно перечислять все эти статьи читатели устанут и заподозрят в том, что мой блог создавался исключительно для рекламных целей. В принципе те, кто так подумают не сильно и ошибутся. Но вот в чем проблема, я тут, преимущественно, себя рекламирую, если кто не догадался… ;) А остальных, это так чтобы догадалось как можно меньшее количество читателей :D

Ладно. Итого о том, что вопрос покупки ПО и оборудования это есть проблема мы поговорили. Но еще большей проблемой становится вопрос, если заговорить о том, чтобы САПР и прочие современные идеи читались не для пары студентов на какой-то всеми забытой кафедре, а нормально внедрялись в учебный процесс всего ВУЗа. В этом случае нужно большое количество и лицензий, и компьютеров и классов. Причем все это нужно не только для аудиторной работы, но и для внеаудиторной… Ведь есть курсовые, дипломные, лабораторные и прочие работы, которые не все могут хотят делать дома. Причем как не все студенты, так и не все преподаватели. Встречались мне требования о том, что в расчет принимаются только те лабораторки, которые сделаны на студ. ВЦ. Даже сам иногда начинаю склоняться к подобным экзекуциям, когда народ приносит якобы сделанные лабы, которые они первый раз увидели, когда пришли сдавать.

Ну а тем, кто не хочет или не имеет возможности работать в институте и хочет/должен работать дома, тем необходимо иметь достаточный по мощности компьютер дома, и возможность работать все там же дома на лицензионном ПО. А иначе смысл вообще завязываться с этой лицензионностью? В этом случае хорошо тем, кто живет в том же городе, что и ВУЗ. А инагородним? Один комп дома, второй в «общаге»? Или постоянно таскать туда-назад ноут? А интернет, без которого сейчас часто не получишь лицензию, или не поработаешь внутри PDM? Ладно, крупным городам, а остальным как быть?

И не надо говорить, что проблемы студентов ВУЗ не волнуют… Должны волновать. Иначе от этого страдает образование, ради которого все затеялось… Пусть не в полной мере, но хотя бы интересоваться о том, кто и на каком свете обитает.

Вот такие вот проблемы есть у ВУЗов из тех связаны с деньгами. Может что забыл, но вроде в целом где-то так. По привычке, в конце весь написанный ранее бред, ужатый до коротких сентенций:

  • Проблемы с покупками ПО и оборудования;
  • Необходимость большого количества современных ВЦ для обеспечения аудиторной и внеаудиторной работы студентов;
  • Необходимость в ПО, интернете и мощных домашних компьютерах для самостоятельной работы;
  • Проблемы с материально-демонстрационной базой.

* Название статьи подразумевает разговор не столько о денежных ВУЗах (или ВУЗах при деньге), сколько о взаимоотношениях Денег и ВУЗов.

Наверное, правильнее было бы назвать “Пару слов за ВУЗы и за Деньги”, но я все же не просто о деньгах говорю, а о деньгах ВУЗов… В общем, уж простите, как назвал – так назвал.

2 комментария:

  1. Антон Юрьевич, тебя не смущает то, что комментариев нет чуть меньше чем полностью? На этом фоне "ранее мы обсуждали" звучит тем более сильно. Тихо сам с собою я веду беседу? /А я и сдесь молчать не буду: Льву не докладывают мяса!/

    ОтветитьУдалить
  2. Честно, говоря, хотелось бы, конечно, чтобы читающие, а их, если верить статистике, хватает -были более активны, но я и сам на других ресурсах не всегда активно поддерживаю дискуссию, по сему притензий нет.
    Что же касается фразы "Ранее мы обсуждали". Уж простите за преподавательский штамп, но где-то так же проходят лекции и практики. Преподаватель ведет монолог о чем-то своем, студенты заняты кто чем, и фразы "ранее мы рассматривали", "как мы с Вами выяснили", "Как Вы увидели" и прочее является вполне привычным для тех, кто читает не первый год.

    Что же касается беседы самого с собою. Ты Вы и правы и не правы одновременно.
    Любой человек участвующий в дискуссии (не важно читает он статью/пост, или слушает лекцию/доклад), даже при пассивном участии, когда со стороны действо выглядит, как монолог "выступающего" на самом деле в дискуссии участвует. Только дискуссия проходит в мозгах и мыслях этого человека. С чем-то он согласен, с чем-то нет, с чем-то готов поспорить. Внутри мыслей слушателя/читателя идет диалог. Когда выступаешь перед аудиторией такой молчаливый диалог увидеть проще, чем в интернете. Увидеть и сделать выводы. Но даже если все молчат когда слушают/читают, это не значит, что не думают.

    Именно ради этого, чтобы люди задумались я и пишу. Пишу как умею. Все же я не Зощенко, не Чехов, не Пушкин и вообще не писатель.

    Что же касается Львов... Что поделать, если действительно недокладывают ;)

    Что касается молчания... Молчал. Достаточно долго. Пользы это не принесло. Принесет ли пользу "не молчание" - поживу... надеюсь, что увижу.
    Впрочем стараюсь не только говорить, но и работать. Получается ли, вопрос не только ко мне, но и к тем кто видел меня в работе. К примеру к Вам Андрей_Ю... но это наверное отдельная тема

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
Rambler's Top100