воскресенье, 6 ноября 2011 г.

Сервисы гугла на службе образования

Многие знают, что учебное заведение или его часть (например кафедра) может получить доступ к Google Apps for Education. Впрочем, речь в моей заметке пойдет немного не о нем, ибо именно к гуглоаппсам мы подключились не так давно. Речь пойдет о том, как можно организовать коллективную работу кафедры, включая преподавателей и студентов с помощью того инструментария, который предлагает гугл. (свежая серия: Google Apps на службе образования)
Немного предыстории. В свое время у нас было несколько попыток создать нечто большое и сложное на базе различных CMS. Это были joomla, drupal, moodle. Попытки не преуспели. Основной причиной было не то, что их сложно развернуть и запустить. А то, что в нашем случае был ряд ограничений накладываемых свыше. Родной кафедральный сайт – это статический html. У некоторых кафедр там есть графика, у некоторых флеш, но в любом случае это статика. Именно по этой причине если посмотреть на страницы многих кафедр, то последние обновления там, в лучшем случае, датированы 2007 годом. А то бывает и ближе к 2004-му. Мы в свое время пошли немного по другому пути - наполнения и обновления информацией, а не погоней за внешней красивостью, которую потом не всегда понятно как по нормальному обновлять (в статическом режиме). Процедура обновления сайта проста до ужаса: редактирование сайта на локальном кафедральном компьютере, запаковка его в архив, звонок ответственным лицам, нанесение визита в договоренное время, копирование обновлений с флешки и, вуаля, через пару дней все будет замечательно. За время существования нашего сайта мы так достали ответственных лиц, что как только были созданы возможности для установки динамической CMS, мы получили возможность ведения блога одними из первых. Правда, с блогом там тоже фишка: .net, с хранением информации в текстовых файлах без mysql… Варианты покупки левого домена долгое время также оставались не слишком актуальными, ибо переадресацию сделать было низзя – все сайты должны находиться на институтском хостинге.
Блогами преимущественно занимался я, по этому, в них тоже основное это контент, а на дизайн и прочие рюшечки. Не потому что не умею, а потому что считаю, что по содержимому много чего еще сделать надо..
В общем, с базовыми CMS как-то не сложилось, хотя в те временя вполне активно их юзал и даже настраивал для других.
К текущему времени скорость обновления блогов резко снизилась – времени как-то не хватает. Многие могут сказать – так у Вас же студентов уйма. Есть такое... только вот большинство тех, кто с гордостью заявляет, что зарабатывает вебдизайном, готовы максимум скачать готовые темплейты и немного их дофотошопить. Ну может еще плагины поискать. А вот уже с установкой последних часто проблемы – и студенты увязают, и на институтском хостинге тоже не горят желанием заниматься такой морокой. Что же касается студенческой помощи в наполнении и поддержании блогов в актуальном состоянии – пока проблемы, причем несовместимые с жизнью. Вроде потихоньку дело с мертвой точки сдвигается, но что получится – посмотрим. Дополнительно не так давно нам уже сказали, что даже готовы настроить переадресацию куда мы захотим (абы отстали), но всех обрадовавшихся студентов (и некоторых преподавателей) лично я грубо опускаю на землю словами сто фотошопить у нас каждый третий может, а вот помочь наполнить хотя бы в режиме копипаст готовых мало – это как-то не кошерно на студенческий взгляд… А уж когда узнают что при копипасте еще и желательно разгрести некоторую кучу завалов… для поиска нужных к копипасту вещей – в общем интузизизм быстро пропадает.
Может я не прав, но мне как-то лучше видеть наполненный сайт с примитивным дизайном, чем суперкрассивые картинки в режиме «under констракшн». И пока моя часть вложенных телодвижений остается существенной, я нагло пользуюсь заработанным правом влиять на заведующего по данному вопросу…
При учете исходных ограничений необходимо было как-то бороться со статическим режимом информационного голода. Вариантов было несколько:
  • создание групп в соц.сетях, но когда мы начинали их тотального засилья еще не было.
  • создание на бесплатном хостинге форума, (но как-то перепробованные варианты не впечатляли)
  • забить на все
Ну и последний, на котором мы и остановились: воспользоваться силой почтовых сервисов. Так как с инетом тогда (а дело начиналось 6 лет назад) было крайне плохо, вариант казался не таким уж и плохим. В режиме непрерывных споров было принято решение остановиться на гугле (о причинах позже). Спорили почти два года. Также, не сразу, но пришло понимание того, что начали всех студентов, кто не имеет логина на гугле заставлять его заводить. Кто-то может сказать, что это не демократично, и, мол, нет разницы чем пользоваться. Поверьте – разница есть, что же касается демократии. Ее вообще не существует, есть красивая сказочка, в которой властьимущие убеждают остальных. И под властьимущими я понимаю не избранных президентов, ибо, как было неоднократно показано от перемены мест слагаемых, сумма как-то не сильно меняется. А в плане учебы подобная «демократия» приводит только к ухудшениям и без того сложной обстановки. 

Итак, почему гугл? Поехали по сервисам:
Gmail – почта, не лучше и не хуже прочих, один из первых сервисов давших приличный размер почтового ящика (при учете студенческих писем с вложениями размер ящика –вещь актуальная). Всякие спам фильтры, удобные ярлыки и прочая – это лишь фенечки.
Blogger – бесплатный сервис ведения блогов. На тот момент как раз рассматривался вариант запуска кафедральных блогов на нем, но обстоятельства сложились несколько иначе. Опять же, в общем и целом не лучше и не хуже других подобных (типа того же livejournal), но с авторизацией от гуглопочты.
Picassa – хранилище картинок аж на 1 Гб. На тот момент в каком-то плане вообще уникальная вещь (преимущественно благодаря оффлайновому клиенту), и опять же с единым логином.
Talk – тоже вполне известный сервис «мгновенного общения». Не смотря на достаточно активное использование, он в начале проигрывал по популярности аське, сейчас – скайпу. Тем не менее не уступает по возможностям другим решениям, а в некоторых вещах и превосходит. Опять же единый логин и хранение истории общения в одном месте с почтой.
Sites – гуглосайты. Пробовали, но как-то из-за убогости не прижилось. Хотя был развернут вполне информативный сайт, но наружу так и не вышел.
Youtube – на момент старта не сильно актуальная вещь из-за сложностей с инетом, сейчас чуть лучше, но все «мечтаем» более серьезно подойти к данному продукту (вплоть до лекций и видео с защит).
Groups – бесплатный форумный движок от гугла. Совершенно дебильная и неудобоваримая вещь… но несмотря на это можно сказать, что она скорее прижилась, чем нет. Хотя конечно количество матов на минуту использования иногда просто зашкаливает.
Docs – облачные документы (текстовые, таблицы, презентации и рисунки). Одна из причин почему остановились именно на гугле. Активно использовал с 2007 года, и не смотря на изначальную убогость преимущества совместной работы с документами пересилили все.
Calendar – календарь он и есть календарь. Не самый удобный вариант календарных приложений, но в целом устроил, а там уже как-то привыкли.
Wave – на него возлагались большие надежды после увиденной презентации, но когда получили доступ к тестированию… эйфория как-то пропала. Нет, все, что было заявлено в исходной презентации - присутствовало, но совсем в другом виде нежели мы ожидали. 

Ну и конечно то, что все это в единой системе (хотя бы с точки зрения отсутствия необходимости заведения кучи аккаунтов на разных сервисах). Да это комплект. А не комплекс, но единость регистрации пересилил. Причина проста - параллельно тестировались куча разных сервисов и по созданию документов и по созданию и расшариванию презентаций, и по обмену большими файлами, и календари и форумы… но для нормальной работы пришлось бы всем и каждому создавать кучу различных акканутов, как-то сводить все это вместе, а тут все под рукой. И если десяток преподавателей можно было как-то организовать на подобный «подвиг», то полсотни студентов, да еще и очень различающихся по уровням как технической грамотности так и вообще… А при учете что каждый год все это приходилось бы повторять… Естественно не последнюю роль сыграло и то, что все таки компания гугл немного не похожа на стартап однодневку, который сможет сегодня немного всех обогнать, но завтра с равной вероятностью или станет суперкрутым, или умрет (или его выкупит "Корпорация Добра"). В общем, Гугл как старый бык в известном анекдоте. Он не спеша спускается с горы… ну а продолжение Вы и сами знаете.
Единственное из обязательного нам списка, что никак нельзя реализовать стандартным набором «haute Google», так это демонстрация трехмерных моделей из CAD систем. Но тут мы нашли затычку в виде 3dVia, и хотя в некотором роде там в последнее время произошли ухудшения… альтернатив пока мало. 

Краткий перечень возможностей был дан, теперь более подробно, с комментариями «пруфлинками» и пр.
Гуглопочта – она занимает центральную позицию во всех сервисах. Именно с помощью ее логина можно получить доступ ко всем сервисам, именно она аккумулирует уведомления обо всех изменениях в остальных частях, потому и любим и ценим. Переписка со студентами идет в достаточно активном режиме, большинство лабораторок, д.з. и прочая лично я принимаю сначала именно на почту. У других преподавателей нашей кафедры отношение немного варьируется, но лично для меня это основной носитель информации. Бумажные отчеты иногда теряются (например, кто-то по незнанию пустит их на "обратки"), электронные принесенные на флешках вечно копируются непойми куда, сделаны непойми как и прочая. В то же время, присланное на гуглопочту, обладает и временным штампом, и не подлежит изменению (как мной, так и студентом), следовательно, при желании, все можно проследить. Всегда можно получить доступ из любой точки интернета. При необходимости оперативно прореагировать. В общем, этакое куцое подобие PDM.
В течении семестра почта толстеет где-то на 300 МБ, за период сессии еще на полгектара (в связи с чем переход на гуглоаппсы становится все более актуальным). Перед дедлайнами почта с вопросами и сделанными заданиями начинает приходить тем чаще, чем ближе момент расстрела. Причем по многим вопросам задаваемым в последний день можно уже делать выводы о том, что человек только сел. За день до сдачи средний интервал писем от представителей одной академической группы становится равным 15 минут. Период активности в этот день идет где-то так с 9 утра и до 2-30 ночи. Затем пауза, и в день дедлайна начиная с четырех утра и до середины защиты.
Естественно, пытаемся приучить к определенной стурктуре писем, тем вложений, но так как еще не все оговорено, и поддерживается еще не всеми преподавателями, в целом - на полупроизвольный манер.
Пример письма с файлом отчета:
clip_image002
SYXX – «идентификатор студента» буква обозначает принадлежность к той или иной кафедре/ыпециальности (наша просто s, у других студентов в дополнение к S появляются дополнительные буквы), Y – номер группы (в нашем институте номер группы зависит от года поступления и не меняется в течении всей учебы), на а XX – номер по списку (изначальный список группы, номер студента мы также не меняем). Вообще-то есть требование включать в состав названия, сразу после идентификатора студента дату в формате YYYY.MM.DD, но это требование большинство забывают, или путают, что должно идти первым (день, год или надпись "Новая папка"), чем разделяться и прочая. Как уже говорилось, пока не утвердили единое решение – идет "как попало":
clip_image004
Естественно, что логин в гугле у студента может быть каким угодно, но именно по этой же причине и появилось требование называть файлы определенным образом. Ибо при необходимости копирования студенту на дом из home каталога, или наоборот попытки мучительно вспомнить, как связаны «ники» с логинами и именами студентов на определенном этапе стали доставлять неприятности и приходилось терять кучу времени. 

ГуглоЧат при этом студенты используют тоже достаточно активно, особенно если преподаватели есть в сети. При этом время суток их не сильно лимитирует. По принципу: "раз не спит, значит можно" :). Я пытался найти хотя бы одну из полуношных бесед, но обычно все это случается ближе к сессии, а потому в середине семестра так просто не найдешь. Что касается тем обсуждения... то они очень различны, хотя преимущественно касаются учебного процесса. При этом, даже если в сети есть коллеги, которые уже успешно занимались данными вопросами (и этот факт известен), предпочитают спрашивать у преподавателей. В принципе логично, в конечном итоге, преподаватели за это зарплату получают… ;)
clip_image006
Кстати о демократии. Я тут говорил, что она не существует. Но иной раз после длительного общения со студентами, их "непосредственности" и "возмущений", очень хочется вместо политкорректных фраз, сказать нечто в стиле: «а не ох..ли ли Вы господа, так с преподавателями разговаривать?!» Особенно если студенты пишут капсом с кучей восклицательных и вопросительных знаков, хотя, на самом деле, еще вопрос, кто в таком режиме, по данной теме, должен разговаривать. Впрочем, пока еще вроде держимся. ;) Только отдельными перлами по внутреннему чату обмениваемся. Говоря о чате, также следует упомянуть что нередко (особенно с приближением сессии), происходит режим одновременной игры, когда в гугле отвечаешь нескольким людям на почту, активно общаешься с тремя четырьмя студентами в чате, еще с парочкой в скайпе и у кого-то еще и в tv (teamviewer) смотришь. В такие моменты не всегда сдерживаешься чтобы не напомнить, что неплохо было и в течении семестра что-то поделать.
Прелесть гуглочата и гуглописем состоит в том, что то, что долго и нудно объяснял одному потом с минимальными изменениями можно повторить для остальных (в гуглогруппе.

Также ранее использовался плагин Gmail Drive позволяющий загружать файлы напрямую в почту из проводника Windows, но в последнее время эту функцию выполняет Гуглодоки (тестируем сервисы типа dropbox и sugarsync как альтернатива).
Дополнительной прелестью гуглопочты являются встроенные контакты (и группы контактов), просмотр многих файлов непосредственно в браузере (хотя с картинками в архивах и с русскими названиями бывают траблы), а также функции сортировки писем по цепочкам и возможности пересылки писем, вложений и цепочек другим людям. Жаль, что цепочки все еще нельзя составлять вручную. 

ГуглоГруппы. Не смотря на всю убогость основную задачу – уведомление студентов о д.з., событиях и прочем - они выполняют. Из-за их убогости гуглогруппы редко используются студентами для решения повседневных задач, но все же приносят свою пользу.
clip_image008
Приведу пример не из своего предмета, чтобы не считалось, что токмо я этим страдаю.
clip_image010
Преимущественно это больше похоже на монологи преподавателей, но все же иногда случаются и HolyWar’ы между студентами. Надеемся, что в ближайшее время получится это дело немного расшевелить, если получится – расскажу как.

ГуглоДоки:
На возможностях гуглодоков построена очень большая часть кафедральной жизни. В них выкладываются презентации по курсу, учебные материалы, оценки. Все это доступно студентам. При необходимости заведующий, любой из преподавателей и любой из студентов может посмотреть текущую успеваемость и посещаемость, что дает возможность оперативно принимать необходимые решения.
Пример папки по курсу (в данном случае это предмет «Компьютерные сети») представлен ниже.
clip_image012
Оценки из документа обведенного на предыдущем рисунке прямоугольником выглядят так:
clip_image014
Что касается упомянутой посещаемости то, она заполняется для всех студентов группы. Один пропуск – это один академический час, т.е. полупара. Предметы в строках, студенты в столбцах. Изначально делалось наоборот, но так оказалось удобнее. Естественно, итоговое количество пропусков получается простым суммированием количества полупар.
clip_image016
Для поддержания связи, своевременного заполнения различных формальных анкет и прочего, со студентов собираются и заполняются анкетные данные. Это и паспортные данные, и адреса электронных почт, и актуальные номера телефонов, и многое другое, включая наличие нелимитированного доступа в интернет, и... семестровые оценки. clip_image018
clip_image020
Как видно на примере одной группы интернет отсутствует только у тех, у кого вообще отсутствует компьютер, но вот с анлимом несколько похуже. Также не стоит забывать, что у иногородних ребят дома анлим может и быть, а вот в общежитии или на квартире не всегда.
Пример семестровой успеваемости показан ниже. Цветами выделены предметы, сданные по «хвостовкам» (пересдачи), некоторые буковки имеют расшифровку, некоторые нет, расшифрую последние столбики как наиболее интеерсные: ПР – пропуски (количество пропущенных часов, берется из таблиц выше), СТ – наличие стипендии
clip_image022
В ходе обсуждения постановок задач (курсовых, дипломных) часто приходится пользоваться возможностью совместного редактирования картинок в гуглодоках. Заодно можно показать неточности и недоработки
clip_image024
clip_image026
Естественно, что не только картинки приходится редактировать. В таком же варианте с комментариями замечаниями и общими правкам проходят и презентации и записки. Немаловажным моментом является то, что в гуглодоках есть возможность пометить замечания как «Выполненные», ну и конечно поспорить с преподавателем на тему того, что он просто ничего не понимает в жизни :)
Так как документ и переписка не являются публичными, он представлен в виде вот такой вот кракозябры:
clip_image028
Также следует отметить, что не только преподаватели занимаются правкой студенческих документов, но и некоторые студенты получают права правки лекционных презентаций и конспектов. Те кто не имеют такой возможности всегда могут отписать письмо, или заметку в гуглогруппу с просьбой чего-то добавить, расширить, уточнить или даже выкинуть. 

ГуглоКалендарь. Крайне важная и крайне пользительная вещь. Вот где-то так выглядит расписание на неделю.
clip_image030
Заполняется в начале семестра и до середины (модульной), потом просто включаются повторяющиеся события. Прописаны предметы, время, где проходят, кто ведет. После модульной недели обычно происходит сдвижка расписания на неделю, потому обычно после нее расписание обновляется. В том же календаре вносятся расписания консультаций и экзаменов. Кроме календарей групп есть и календари преподавателей, занятости аудиторий, дополнительных событий много чего еще… вплоть до списка отлученных от ВЦ за нарушения. Полезной особенностью является возможность копирования событий в другие календари, в т.ч. личные, ну и естественно установка различных напоминалок, причем с возможностью напоминания через СМС на телефон. В общем, прелесть. 
Основные календари с расписанием групп висят на официальном блоге, и их может посмотреть любой желающий 

Пикаса и труба – ну тут все просто. В обучении используется преимущественно как хранилище студенческих картинок мультиков (грубо говоря: рендеров и анимашек). Ну а также как источник информации для преподавательских презентаций и студенческого вдохновения (имеются в виду как глобальные ресурсы так и наработки студентов и преподавателей). 

Блоггер. С помощью блоггера пытаемся приучить студентов работать не в последнюю ночь перед концом света сдачей, поощряя публикацию статей по теме учебы в течении сесестра. Потуги пока скромные, но все же хоть что-то. Желающие могут посмотреть на студенческом блоге
В общем и целом, как всегда сумбурно, я описал то, как мы пытаемся использовать современные технологии на службе образования. Конечно, не все (у нас) так хорошо, и то, что описано тоже не всегда удовлетворяет желаемому… но в целом и возможности гуглоапсов растут и уровень их проникновения в нашу ВУЗовскую жизнь тоже.
Это не руководство к действиям и даже на самом деле не столько технические подробности, сколько общая идея.
Мы не пытаемся таким образом «дистанцировать» образование, мы пытаемся как-то жить в ногу со временем.
Именно по этому мы потихоньку пробуем и PDM системы, понимая, что они могут дать гораздо больше, но не хочется переходить пока по нормальному не разобрались с PDM, ибо хоть объединять «ужа с едавом» и придется, но все же лучше к этому подходить подготовленными.
Жду вопросов, комментариев и рассказов, как с этим обстоит в Ваших Вузах.


P.S. о нашей кафедральной сети написано в заметках:

       

      8 комментариев:

      1. Антон, ну это прекрасно, что на DIY-уровне Вам удается решать так эту проблему. Почему не собственно? Разве обязательно наворачивать сложнейшую систему, которая через 5 лет устареет? мне кажется, Ваше направление выбрано соответственно задачам.

        ОтветитьУдалить
      2. Дело в том, что наибольшей проблемой в рамках обучения является работа именно с CAD моделями, и установка четких дедлайнов для разных этапов. То что студенты делают все в последний момент плохо кучей разных факторов, как нибудь отпишу почему это так плохо. Но главное не в этом. Текстовые и даже графические файлы можно в гуглодоках легко проверить, откомментировать, поправить не выходя за рамки гугла. Модели приходится распаковывать (причем на компе с нужным софтом, что проблемно при коммандировках), проверять потом делать кучу лишних действий (писать кучу текста, делать скриншоты и пр) и все это не дает гарантии что тебя поймут правильно. PDM очень нужна. Кроме того без PDM тяжело по нормальному консолидировать работу на кафедральных ВЦ и вне их (т.е. дома) Также до сих пор так и не решены проблемы с тестированием (из-за чего и смотрели в сторону LMS систем) и контроля кто прочитал, кто не прочитал и пр.
        В общем нерешенных проблем - уйма. Ну и конечно главная неупомянутая проблема - лень (лень заполнять, лень выкладывать и обновлять, лень читать...) ;) :(

        ОтветитьУдалить
      3. Должен признаться, Ваш опыт вдохновляет. Описанная Вами модель может быть применена, пожалуй, в любом ВУЗе. А в сегодняшних обстоятельствах (недостаточности внимания к информационным технологиям в образовании и недостаточности финансирования) такая модель видится единственно возможной!

        ОтветитьУдалить
      4. спасибо, нам есть к чему стремиться: http://habrahabr.ru/blogs/elearning/130879/ но действительно вложения денег в "развертывание" подобной системы - 0 целых 0 десятых, если время не считать. Да и времени чтобы разобраться понадобилось не много. Другое дело что все в гугл еще не запихнули. Хотя может это и хорошо. Чуть позже постараюсь рассказать, что может дать подключение именно к Apps, а не просто использование отдельных приложений

        ОтветитьУдалить
      5. Антон, спасибо за то что делишься информацией.
        Вопрос: А что если вместо Groups в качестве доски объявлений использовать Google+?

        ОтветитьУдалить
      6. Думаю что очень скоро Google "убьет" Groups также как и "живую ленту" и ряд других сервисов. Мысль о переходе на "+" уже рассматривалась, но проблема в том, что мы сейчас как раз переводим студентов в GoogleApps, а для аккаунтов созданных в GA плюс еще не доступен. Вроде Гугл уже начал это исправлять, но пока в админке такой пункт отсутствует.

        У Google, как и у многих есть еще возможность логина на разные сервисы по openID, возможно пойдем по этому пути... но пока смотрим

        ОтветитьУдалить
      7. Антон, мне вот интересно - используете ли сейчас формы в гуглдоках? я тут на досуге помечтал об их возможных применениях.
        PDM'ом никогда не пользовался, но очевидно, что роль форм в этом процессе трудно переоценить. Допустим, для такого коллективного сбора отчетов и информации. У нас иногда требуется заполнять свои часы и виды работ за месяц.
        Мне кажется, что формы психологически комфортнее оформлять, чем заполнять тот же эксель.
        Что Вы думаете об этом?

        ОтветитьУдалить
      8. Формы очень удобны при необходимости создать предварительную регистрацию на семинар/конференцию. Очень неплохо можно использовать для проведения каких-то "полуанонимных" опросов. Также неплохо параллелится процесс заполнения данных с каких-то стандартизованых бланков для статистики. В остальном не очень удобно.
        Пытались приспособить для тестов. Пока не пошло. Пытались приспособить под еженедельную отчетность по статусу выполнения дипломной работы или курсовика... тоже не вышло.

        Плюсы есть, но есть и минусы. Про минусы форм попробую чуть позже записать.
        Кстати в сети есть онлайновые бесплатные сервисы для управления проектами: http://www.teamlab.com/ru/
        Аналогичные есть и для служб гугла, но пока не ковыряли. Посмотрели немного в маркете гугла сервисы для дистанционного образования... какие-то корявые они, как на первый взгляд.

        ОтветитьУдалить

      Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
      Rambler's Top100