воскресенье, 1 апреля 2012 г.

Принцип Выбора. Часть 1. Навязанный выбор

Не смотря на название, речь пойдет вовсе не о не так давно проходивших в России "выборах президента Путина", и даже не про те, о которых писал Андрей Штейнбрехер. А о тех выборах, в которых от нас, иногда, зависит чуточку больше. Например как (не)правильно выбрать специальность.
Кому-то может показаться, что сейчас пойдут дифирамбы специальности на которой я преподаю. Ну может она того и стоит, но я все равно люблю растекаться мыслием по древу, а по сему зайду с другой стороны. А именно с той, с которой (а иногда не "с", а просто "которой") делают выбор будущей альма-матер и патер-ностер специальности "юнные подаваны".
Я в принципе в курсе, что слово юность пишется с одним Н, а два присутствовало только в юннатах, но что-то мне кажется так будет точнее.
Итак, начнем с определенной категории. Как бы это обидно и противно не звучало, но очень большая, если не бОльшая часть студентов пошла не учиться по специальности в институте, а:
  • откосить от армии
  • отмазаться от родителей
  • получить корочку о высшем
  • ну надо ж че-то делать (или все побежали и я побежал)
Представители данных категорий в последствии с пеной у рта доказывают всем, что ВУЗ им вообще ничего не дал. Речь не о фундаментальных знаниях, или прикладных - например ПО, а вообще ничего. Подобные высказывания они впихивают везде где могут, часто разбавляют утверждениями в стиле: "пора валить" (причем не кого-то, а откуда-то). И собственно на любом мало-мальски популярном ресурсе, в рамках общения об образовании данных аппологетов найти проще всего. При этом народ как-то забывает, что они в общем-то поступали в институт вовсе не для учебы, и чтобы что-то оттуда брать, а когда им что-то пытались вбить в головы это вызывало у них стойческое отвращение. Не потому что не то вбивают (они не смотрят на данные). Не потому, что вбивают, а не преподносят (например в виде шоу). Им вообще в принципе плевать на все - они изначально преследуют другую цели. А именно, цели указаные выше, и зачастую одни другим не противоречат. 
Как итог должен сказать, что подобные господа - патологические вруны. Почему? Потому что преследуемые цели вообще-то были выполнены. От армии откосили, родители на время отстали, или стали приставать по другому, корочку какую-то таки получили, как все - побыли.
Есть правда такие, что вываливаются из ВУЗа раньше времени, но это не делает их правдивее, потому, что сейчас еще надо постараться вылететь. А кроме того, если человек ставит себе цель найти специальность, на которой проще всего отбыть 5-6 лет без геморроя, а выбирает кафедру где взяток не берут и вообще гоняют студентов "и в хвост, и в гриву" отчисляя всех кто не "ходит строем"... ну кто ж им виноват. А если они умудрились вылететь со специальности без жесткого тоталитаризма... То тут даже доктор не поможет.

Коротко проедусь по самим причинам. Итак:
Откосить от армии - это кем надо быть, чтобы вместо года-двух убивать 6 лет? С таким же успехом можно заделаться "отцом". И потом всю оставшуюся жизнь тянуть никому не нужный плод откоса... Правда те кто так делают обычно (если откос это единственная или основная причина) живут по принципу кукушки. А если вспоминают принцип "Что ж это за родители, которые не могут прокормить ребенка до пенсии", то к себе применяют исключительно часть о пенсии. Т.е. чтобы "оно" могло кормиться из родительского кармана до глубокой старости. А там глядишь подобную почетную обязанность (по кормлению, теперь уже старшего поколения) и на собственных детей получится переложить.

Отмазаться от родителей -Тут есть несколько вариантов. В одном из вариантов родители просто %%% мозги, чтобы их чадо куда-то поступило и что-то закончило. Что и куда уже не важно. Во втором варианте нередко бывает, что специальность или ВУЗ четко определяются родителями из их мировоззрения. Не редко бывает, когда вместо мягкого "или", стоит жесткое "И". Зачастую такие родители считают что они лучше знают, что их ребенку нужно. Иногда бывает, не только что они  в этом свято уверены, но и что подобные мысли не лишены смысла.
В качестве аргументации могут выступать разные мотивы. Например:
  • чтобы дитятко "вышло в свет" / "заработало денег". (тут чаще всего выбираются экономические и управленческие специальности и ВУЗы)
  • чтобы получить продолжателя семейного дела (типа я всего добился сам, но чтобы сын/дочь могли подхватить дело, им нужно иметь образование)
  • чтобы продолжить династическую линию. (чаще встречается среди врачей, преподавателей, но и среди инженерных специальностей бывает. Отличается от предыдущего).
  • потому что у ребенка к этому есть склонности (зачастую эти склонности придумали сами родители)
  • потому что это модно/востребовано. (немного перекликается с первым пунктом, но на деле мотивы разные. Тут нередко идут в программисты или переводчики. Хотя предсказать ход мыслей бывает сложно. Например могут отправить ребенка на патологоанатома, ибо работа ребенку всегда будет обеспечена, так как трупов с каждым годом меньше не становится)
Получить корочку о высшем - наиболее распространенным вариантом является получение хоть какой-то корочки. Но, в принципе, нередко бывает и что корочка должна быть не абы какая, а конкретная (специальность, ВУЗ, и даже оценки). Так например один студент усиленно выбивал высший бал по программерскому направлению (информатика, программирование, сети, ОСы).  Типа он уже подрабатывает на данной ниве и ему нужны нормальные оценки.  Отмечу, что он не "зарабатывал", а "выбивал". Даже свои скудные программерские навыки я бы на одни весы с его не поставил.  Казалось бы если, хочешь получить не абы какую корочку, а конкретную - можно было бы и потрудиться. В реальности же, именно эта категория является основным генератором наездов на ВУЗы (надо ж как-то объяснить собственную некомпетентность). Это не значит, что все кто критикуют ВУЗы некомпетентны и не учились, а отбывали. Но обычно те, которые действительно выбирали специальность и учились при этом, не только ругают всех и вся, но и есть некоторый налет благодарности, хотя бы некоторым отдельным людям, которые научили их основам специальности, или конкретным "предметам".

Надо ж что-то делать -  Тоже не самая маленькая категория студентов. Кто-то идет в ВУЗ потому, что туда пошел друг/подруга. Как говорится за компанию веселее. Кто-то просто потому, что ВУЗ это отсрочка в 6 лет перед взрослой жизнью. Кто-то потому что ВУЗ ничем не лучше или хуже трудоустройства на базаре или там местном эквиваленте Мак-Дональдса. При этом не редко бывает, что при полной индифферентности взглядов на свою будущую стезю и  поступая в ВУЗ заодно с кем-то, закадычные друзья разделяются суровой реальностью ВУЗовского набора. Чаще всего бывает, что тот, кто поступал "за компанию", не проходит на ту же специальность и идет уже хоть куда-то. Хотя бывает, что жизнь шутит с нами и все происходит с точностью до наоборот. Прямо как в анекдоте:
На вокзале. Бегут трое мужиков за поездом. Двое запрыгивают на ходу, а третий не успевает, останавливается и ржет...
Кто-то на перроне удивляется: "Че ржешь? На поезд опоздал же!"
А тот в ответ: "Эти двое меня провожали!"
Это как бы классификация. Многие в ней найдут знакомых, кто-то, быть может, себя. Но она вполне стандартна и понятна. За исключением разве-что одного момента. Дело в том, что тут есть некоторый обман в исходной предпосылке:
Считается, что Выбор совершал не абитуриент. Ну действительно, если, к примеру, специальность человеку навязали родители, в чем же тут его выбор, а следовательно вина?
Так вот это и есть подмена понятий. Как бы мы не отмазывались довлеющими обстоятельствами, всегда в конечном итоге Выбор лежит за нами. Просто так удобнее перекладывать ответственность. Можно конечно дойти до абсурда и придумать ситуацию (не относительно поступления в ВУЗ, а вообще) в которой выбор от человека не зависит. Но можно пойти и дальше и таки найти в чем именно состоял выбор человека.

Так вот, к чему я это. Я, на самом деле, все это писал к тому, что это не самые правильные варианты выбора специальности. И даже если вполне осознанный выбор специальности не всегда дает толк, то.... Нет, конечно, и в любом из перечисленных вариантов бывает, что при изначально не самой правильной постановке получается хороший результат. Но все же, к выбору специальности, которая займет 5-6 лет Вашего времени надо подходить осознано. Ведь, как минимум это позволит не вычеркнуть эти 5-6 лет из Вашей жизни. А в идеале, так и устроить Вашу дальнейшую жизнь. Да и вообще, неплохо бы начать изучать искусство принятия решений, как можно раньше, ведь потом надо будет выбирать место работы, спутника(-цу) жизни и много чего другого.

P.S. Продолжение: Часть 2. Предпосылки

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
Rambler's Top100