суббота, 7 апреля 2012 г.

К вопросу о реформе образования.

В твиттере Autodesk_CIS пришло сообщении об очередной дискуссии на тему проблем образования и необходимости реформ. Если я правильно понял, то сообщение написано студентом, который сейчас учится на специальности, которая ему нравится, но уже имел негативный опыт обучения на "обычной специальности". Данная статья только первая часть, но для студента написана вполне неплохо, как по мне. С основными тезисами не могу не согласиться, но как и в случае, мне кажется что многие авторы забывают о главной роли Высшего образования. Я говорю не о том, какое оно сейчас, а вообще. Я бы сказал, что текущая главная роль образования на пост-советском пространстве, и Высшего образования в частности - это выжить. В общем стандартная проблема разницы между Высшим и Средним-профессиональным. 
 Ну и кроме затронут ряд проблем, о которых мне тоже хотелось бы поговорить. Соответственно данная публикация - репост моих ответов (с некоторыми правками).
Начну с цитаты:
Сегодня я хочу поделиться с тобой мыслями об техническом образовании в России. Отвыкайте от шуток Задорнова "Ну американцы, ну тупыыыые!", забудьте миф о том, что советское образование - лучшее в мире. Все далеко не радужно, особенно в техническом образовании у нас в стране.
Советское образование, вполне нормально. Проблема в том, что то, что есть сейчас имеет очень малое отношение к нему. 
Пожалуй, это самое главное. Да, я знаю, что Вы сейчас хотите мне сказать:"Студент должен сам получать современные знания, а мы ему даем лишь основу, которая не менялась годами". Да, я все это слышал и не одну сотню раз. Но невольно начинаешь грустить, когда в свое распоряжение получаешь учебник (это еще ничего, а вот если методичку!) года эдак 85. Неужели даже в том же сопромате ничего не исменилось за почти 30 лет? Я а) в это не верю б) можно и раскошелится на нормальные учебники, а не которые разваливаются прямо в руках, с выдранными или исписанными страницами (но об этом в следующем пункте).
Дело не в том, что методички и учебники по сопромату старые. По своей практике могу сказать, что по классическим предметам новые учебники в целом гораздо хуже, и не смотря на то, что я не аксакал-саксаул образования, лично я скорее порекомендую учебники 60-80 годов, чем 2000х. Если конечно речь идет о классических предметах.
Современные методики (если это действительно методики, а не тыкалки по ПО) от классических рассмотренных в старых книгах, тоже отличается очень мало. Реализации это уже ближе к современному ПО, причем от ПО к ПО реализации часто отличаются.

Так вот проблема текущего образования не в старых методичках и не в том, что в ВУЗах практически нет современного ПО (это тоже проблема, но не первоочередная). А в том, что разорвана связь между ступенями образования. То что Вы говорите про инструменты это не высшее образование, а среднее техническое. Другое дело, что у нас вместо того чтобы идти в ПТУ идут в ВУЗы. Я молчу о том, что система Советского образования зиждилась на том, что кроме обычного образования Школа-ПТУ-ВУЗ, где каждый сходил на той дистанции, на которой считал нужным. Была еще целая сеть кружков. Архитектурные, судомодельные, авиационные, лепки, кройки-шитья, исторические. И благодаря этим кружкам те кто хотел - заранее выбирали грядущую профессию и подготавливался к будущей специальности. Этакая кузница кадров. Об этом я говорил неоднократно и, наверное, еще не единожды повторюсь.

А теперь у нас ПТУ осталось только на профессиях где работают исключительно мастеровые руками т.е. сварка, станочники, плиточники, каменщики. И очень большая часть тех которым нужен современный инструмент (например ПО) вместо того чтобы идти в ПТУ идет в ВУЗ. Где вместо инструмента получает фундаментальную подготовку.

Так вот, тут лучше хаять не ВУЗ, а отсутствие нормальных ПТУ с современными профессиями. И очень многим людям трех лет работы по конкретным задачам используя конкретные инструменты в ПТУ, хватило бы за глаза для работы в избранной отрасли. Потому что из ВУЗа, при всем желании, многие не выносят даже этого.

И опять же. Предположим, что такие техникумы есть. Не смотря на то что у нас уже не везде набором кадров руководит государство с их четкой политикой что архитектор, конструктор и прочая должен быть с высшим... Много ли Вы сможете указать контор, которые согласятся взять на подобную работу человека без высшего, пусть даже со знанием инструментов. Выбирая между пустоголовым человеком с корочкой и вполне сообразительным но без, далеко не все выберут последнего.

Я ничего не имею против учебников 60-80х годов, пожалуй, действительно, во многих технических предметах мало что изменилось. Но вот неуважение к студенту, выдавая ем учебник 60 года в состоянии 60 года - это да. Да у уважающего себя университета есть полиграфия, да перепечатайте вы этот учебник! Пусть он будет 60х годов знания, но состоянии хотя бы новое, на следующие 10-15 лет его точно хватит (в зависимости от совести студента).
Знали бы Вы, как бывает проблемно издать учебник или методичку. У нас уже 7 лет ректорат обещает издать уже полностью готовый учебник...
Методички вроде проще... Но методички, часто стоят на балансе кафедры. И за утерю студентом методички, кафедру могу по голове не погладить. Вот и трясутся зачастую над бедными бумажками, которыми даже по "прямому назначению" воспользоваться боязно.

Как вариант - перенабрать, и распечатать, расксерить.

Угу. А кто набирать будет?  

Преподаватели? Если это кафедра типа общей физики, там пед. состав уже не менялся очень давно и с компами большинство "как бы" не дружит. Да и других дел хватает. Студенты? Видели бы Вы что делают студенты. Да в конечном итоге можно найти студента, который это сделает нормально... но обычно искать очень долго.
Выложить в электронном варианте? Начнем с того, что все основные книги по фундаментальным дисциплинам и почти по всем специальностям (а зачастую и методички) уже давно отсканированы и гуляют в сети. Причем часто именно руками студентов, которым надоело ругаться, а проще было самому сесть и сделать...

 И даже найти их не проблема! Так ведь не ищут!!

Хуже того - например, на нашей специальности выкладываем и ссылки, и учебники, и презентации, иногда даже контрольные в сеть. И все это доступно студентам.
Не всегда в полной мере, и, к сожалению, не по всем предметам, но стараемся..
По кафедральным дисциплинам мы это таки сделаем (рано или поздно, но тут уж не разорваться).
Вам, читатель, озвучить процент материалов, который хотя бы пытались скачать/открыть студенты? Я не говорю про читать.... Зачем говорить, если большинство  даже не скачивает...

Проводили эксперимент. Ряд новых курсов распечатали и раздали, ряд книг по современному ПО закупили и раздали (к сожалению не в масштабе на каждого, но все же).
Вывода ДВА. 1й - ряд книг "ушли" по разным причинам. 2й - открыло учебники около 30% и буквально за пару дней до экзамена. Открыло... некоторые даже полистали... Нет, конечно, были и такие которые читали. Были.

Как-то провел эксперимент самостоятельно. Выдал студентам список вопросов, сказал студентам где есть ответы на них (в электронном виде), предложил самостоятельно распределить вопросы и на базе имеющихся текстов, творчески переработав написать ответы.
Как итог:народ даже переписать грамотно не удосужился. Мне сдали перлы в стиле: "Как я давал на лекции", "как я писал в прошлой публикации", "мои студенты"... Я конечно понимаю, что именно так и было в исходном тексте..

>Например, физика. Во времена учебы в ТГТУ у меня было 3 вида физики: общая физика, физические и неразрушающие методы контроля конструкций, строительная физика. И если последние 2 предмета были 1) интересными 2) полезными для будущего специалиста, то 420(!!!) часов просто физики просто было повторением школьной программы: те же лабораторные работы, та же теория, даже задачи те же. Ну зачем мне, человеку, который только что вышел из школы, опять слушать тоже самое?

Теперь о другом моменте:
Например, физика. Во времена учебы в ТГТУ у меня было 3 вида физики: общая физика, физические и неразрушающие методы контроля конструкций, строительная физика. И если последние 2 предмета были 1) интересными 2) полезными для будущего специалиста, то 420(!!!) часов просто физики просто было повторением школьной программы: те же лабораторные работы, та же теория, даже задачи те же. Ну зачем мне, человеку, который только что вышел из школы, опять слушать тоже самое? 

Рад за людей, которые из школьной программы вынесли по физике, математике все нужное, и для которых первые курсы являются скорее повторением. Это не сарказм, это действительно радость, потому что 1 с такими ребятами проще работать, 2 сам был такой.

Вот только большое количество свежеиспеченных студентов после школы не знает ни математики, ни физики даже в минимальном объеме. К сожалению, это не шутка. К сожалению, это очень печальная не шутка.

Кто-то учился в крупных городах, кто-то в мелких, кто-то в сельских школах. И далеко не все не знают физику, химию, математику и ту же информатику потому, что не учили. Они не знают потому, что в школе этого просто не было. И первые курсы института как бы уравнивают всех.
ВУЗ не готовит индивидов. Не может. ВУЗ это массовое производство. Ему нужно выдать не 2 детали изумительного качества, а отштамповать тысячи. И главное тут, чтобы среднестатистический процент брака был минимален (хотя с этим сейчас проблемы). Применительно к строительству. Нужно не выдать одно красявое здание какого-то музея авангардного искусства, а за минимальную цену расселить толпу семей. В первом случае проект - единичный. Во втором - типовой, и без вариантов.


К сожалению это так.

Еще один момент. Некоторые вещи студентам я повторяю не единожды в рамках одного предмета. Потом неоднократно повторяю это в рамках других предметов. Более того, я точно знаю, что и другие преподаватели некоторые вещи также не единожды повторяют на своих парах. Почему это так? Потому что это - основа специальности. (Как пример, так как мы готовим расчетчиков/САЕ-шников, то многократно повторяем что есть модуль упругости, что есть предел прочности, откуда это берется, зачем нужно и пр). Так вот не смотря на то, что эта информация дается в разном формате, в разных формулировках, в том числе много раз и одинаково. В общем  повторяется по самым скромным прикидкам раз 20-40 за время обучения, когда спрашиваешь об этом студентов, то глаза как-будто впервые слышат.

Так что, то что некоторые вещи повторяют дважды - это не сверх проблема.

Идем дальше. Прочитав мои комментарии может сложиться впечатление, что я заявляю что в ВУЗах все нормально.

Нет. Нет и еще раз нет. Все пункты, которые обозначил автор исходной статьи - все проблемны. Как преподаватель, кроме этих 5 пунктов я бы "нарисовал" еще минимум семь, даже без упоминания такого пункта как "абитуриенты" и "студенты". Некоторые из них я и так уже рисовал в данном блоге (последние посты про абитуриентов) или пост про сессию в ЖЖ и то, какие бывают отношения между студентами и преподавателями
Я прекрасно понимаю, что вы хотите сказать. И действительно, можно приписать еще множество пунктов в этот список. Но я придерживаюсь мнения, что проще всего реформировать сферу образования. За изменением политики ВУЗа и ПТУ изменится отношение у индустрии к выпускниками. За измением отношения индустрии - поменяется мнение об образовании (в том числе и о ПТУ) у абитуриентов и студентов.
Я склоняюсь к тому, что проще создать связь между Университетом и Производством, чем возрождать репутацию ПТУ.
 Надо. НАДО! Некоторые соображения по этому поводу можно найти по ссылке. Но и связь с ПТУ, связь со Школой, кружки - тоже нужно восстанавливать. Иначе мы станем лишь сырьевым придатком. Более подробно с мыслями на схожие темы можно ознакомиться по тегам  образование,

8 лет назад мы тоже открыли новую специальность, и смею надеяться, что в целом получается соблюдать баланс между фундаменталкой и современной практикой.
Но я по другую сторону баррикады. Не потому что я против. А потому, что один из тех кто участвовал в реформировании самым непосредственным образом (пусть и одной небольшой специальности). За эти 8 лет из молодого идеалиста превратился в "брызжущего слюной" "старика". И не я один.

Все еще пытаемся как-то улучшить хотя бы ближайшее пространство... но знали бы Вы как все это надоело.... Бороться на всех уровнях:
С министерством, с ректоратом, с институтской бюрократией...
С коллегами преподавателями, например такими, которые говорят, что "нам за это не платят".
С предприятиями, которые требуют подготовленных спецов, но не готовы платить за вполне серьезно подготовленных ребят цену выше чем они платят обычно сырым новичкам.

Причем под готовы платить, я даже не говорю об оплате труда преподавателей. Я говорю о том, чтобы платить именно студентам.

Бороться со студентами... с родственниками студентов, которые обнаруживаются как тараканы во время сессии и пр.

Если бы не было при этом реальных проектов, на которых можно заработать денег (ибо ВУЗ денег не дает, а со студентов брать - не комильфо) и отдельных ясных студенческих глаз, которые тоже пытаются перебороть серую массу, пусть даже в себе.... Давно бы все бросил.






2 комментария:

  1. Сочувствую...
    Так сложно жить:

    Бороться на всех уровнях: С коллегами преподавателями, например такими, которые говорят, что "нам за это не платят".

    Сложно, да....

    ОтветитьУдалить
  2. "Не скажу, что это подвиг.... но нечто героическое в этом есть" (с) :Р

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
Rambler's Top100