вторник, 19 июня 2012 г.

Особенности обучения

Ряд личных выводов из обучения людей из старшей возрастной группы "передовым технологиям", т.е. CAD'ам и иже с ними. Ряд выводов и замечаний применим и к общему обучению.
 
  • Как уже неоднократно говорил: первичное обучение не должно быть «поголовным». Не должно быть обязательным. Гораздо большего эффекта можно добиться, если группа будет меньше, но это будут желающие. Или хотя бы не «убежденные противники»
  • При обучении старшего поколения следует учесть скорость усвоения материала, скорость работы, скорость уставания и ряд других факторов:
    • Скорость усвоения материала. Усвоение материала идет в среднем в несколько раз медленнее. Т.е. для эффективного обучения материалов из 40 часового курса, на этот же объем информации необходимо выделять 80-120 часов
    • Степень усвоения материала. Разнообразие подходов, которое молодым дает информацию о вариантах работы, нужно убирать. Лучше пусть 10 раз повторят одно и то же. Потому как в отличии от молодежи «простейшие» комбинации сочетаний клавиш или последовательности редактирования настроек операции не запоминаются и после 5тикратного повторения. Количество материала также лучше сократить.
    • Скорость работы. За счет возраста последовательность из нескольких действий в три клика мыши растягивается от полуминуты до полутора (это если все делалось правильно), если при этом совершались ошибки - то время на выполнение трех кликов может доходить и до 10ка минут и до полного ступора.
    • Скорость уставания. Даже молодежь не всегда выдерживает интенсивные курсы типа 5 дней x 8 часов. Люди старшего возраста физически не выдерживают больше 3-4х часов. Вся информация, что идет после первых пары часов (особенно теоретическая) усваивается гораздо хуже – вплоть до полного отсутствия усвоения. Если «молодежь», когда им интересно, выдерживает подряд 1.5-2 часа без перерывов, то людям старшего возраста нужно делать перерывы даже не через академический час (45 мин), а через полчаса максимум. И для перерыва не достаточно 5 минут. Нужно хотя бы 10-15.
    • Время «на переспать». Для того, чтобы пропала боязнь нужно в самом начале сделать паузу. Желательно, чтобы перед паузой обучаемые успели что-то сделать самостоятельно. Мозг запоминает факт свершения и уже на следующий день/неделю не так боится. Никаких вариантов в стиле «доделаем в следующий раз»… Лучше урок не начать делать, чем не доделать!
    • Личные достижения. Наилучший вариант, когда пожилые люди создают всю геометрию с нуля, а не модифицируют кем-то подготовленные примеры. Это чисто психологически воспринимается как победа. Т.е. для рассмотрения (к примеру) процесса создания скругления, в начале нужно создать «кубик», ребра/грани которого и будем скруглять. Только после нескольких подобных упражнений можно выдать уже существующую геометрию (но она тоже должна визуально выглядеть лишь «чуть» более сложной, чем то, что создавалось самостоятельно)
  • Главное в таком обучении, даже не столько чтобы люди в возрасте научились эффективно сами работать, а чтобы они:
    • перестали бояться «адской машины»,
    • перестали считать это чем-то, что может отобрать их хлеб,
    • перестали считать тех, кто работает за компом - мартышками с кнопками
    • Начали воспринимать это как инструмент, который при правильном использовании может дать преимущества
    • Поняли, что в симбиозе с менее опытными, но более современными сотрудниками они могут добиться гораздо лучших результатов
    • Могли при случае сами «покрутить» модель, для анализа
    • Могли объяснить молодым, в какую сторону нужно двигаться для достижения результата (не с точки зрения САПР, а с точки зрения конструкции).
    • Могли разговаривать на одном языке не только со сверстниками, но и более молодыми коллегами и воспринимать новую информацию
  • Для обучения (особенно группы в возрасте, но и для других групп тоже может помочь), кроме проектора крайне желательны или обязательны:
    • Второй монитор, на котором выводятся действия преподавателя (дублируется проектор) особенно в «больших» аудиториях, или когда у людей плохое зрение. Разрешение, расположение кнопок на рабочем и «примерном» мониторах, настройки – должны быть одинаковыми! Малейшие нестыковки вызывают у людей в возрасте нечто вроде ступора.
    • Второй «указатель», который не будет нажимать, но может показать, где какие кнопки. Захват мышки преподавателем, как физически (мышка в руку), так и виртуально (удаленный захват курсора) с одним курсором на экране – не самый лучший вариант. Лучше если водят мышкой и нажимают сами «ученики»
    • Распечатанные учебные примеры в цвете. Также обязательно чтобы и иконки и цветовые схемы и все остальные пункты ПОЛНОСТЬЮ совпадали в учебных примерах и на экране пользователя. Малейшие нестыковки вызывают у людей в возрасте нечто вроде ступора.
    • Распечатанные памятки. «Распальцовка», наиболее часто встречающиеся кнопки и их опции, последовательность действий в стиле «если – то»
    • У обучаемых, особенно по началу, должно быть по минимуму лишних действий: чистый рабочий стол, с парой нужных в данный момент ярлыков (и не более). Никаких гуляний по папкам в «поисках» учебных примеров (если это не предмет задания). Прямой ярлык, который сразу откроет нужное. Следовательно, нужно постоянно удалять лишние ярлыки и создавать нужные (проще всего это делать батниками)
    • Очень полезным является, если у них есть возможность самостоятельно повторить пройденное «дома» (посмотреть видео, «протыкать» заново по инструкции). Но для этого у них уже должно быть дома установлено тоже ПО с теми же настройками.
    • Чисто психологически люди в возрасте лучше усваивают, если делают записи о последовательностях действий в тетрадь. Записывают последовательность, зарисовывают кнопки, зарисовывают в тетради положение кнопок на экране, зарисовывают графическое окно.
    • Для уменьшения психологического дискомфорта, если есть такая возможность, необходимо разделять людей с различной скоростью работы/усвоения материала. Желательно чтобы уровень в группе был +- один. Тогда никто не ощущает дискомфорта ни от своего отставания, ни от того, что отстают остальные.
    • Желательно сажать за соседние компьютеры не людей одного уровня, а чуть различного – тогда более успевающие будут помогать чуть отстающим, и тем самым с одной стороны выравнивать успеваемость, с другой лучше усваивать материал.
    • «Устоявшиеся Пары», которые пытаются сидеть за одним компом надо рассаживать, чтобы навык получали по отдельности. Пусть друг другу помогают, но весь курс должны пройти оба, а не каждый по «половине».

Итого. Для более эффективного обучения старшего поколения 40 часовый курс урезается до 20 (за счет уменьшения количества «уроков»). Далее 20 часов растягиваются на 60. Обучение проводится не более 4 часов в день. Каждые 30-45 минут – перерыв на 10-15 мин. Количество примеров демонстрирующих разнообразие – свести до минимума. Добавить однотипных примеров. Наилучший вариант, если всю геометрию они создают с нуля. 60 часов обучения лучше всего разбить на месяц обучения: неделя обучения, неделя паузы, две недели обучения. Из этих двух последних недель обучения, первая – повторение самой первой недели слегка расширенное теорией и практикой.

 

Как реализовать некоторые технические моменты, я отпишу позже.

7 комментариев:

  1. По своему опыту могу сказать, что те, кто приходит учиться сам, тот усваивает прекрасно, кого пригнали "из под палки" или "потому что надо" учить сложнее. Задача любого преподавателя - заинтересовать. У меня есть хороший пример - в группе обучения на заводе женщина после первого занятия ревела, что ничего не понимает и прямо мне сказала, что ненавидит меня, мол я плохо объясняю. Довод был такой, что она в своей работе отлично разбирается, а я неуч полный. На следующих занятиях я расспросил о ее работе и задачах, далее уже дело техники - достаточно было пару раз сказать, что вот этот инструмент идеально подходит для решения ее задачи, она заинтересовалась, прекрасно усвоила весь материал. Мы стали чуть ли не лучшими друзьями.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Андрей, я ж не сказал что невозможно. Просто везде (как по мне) работает принцип 80-20. Проще и быстрее, как Вы сами заметили, обучить основную часть, а потом уже "бодаться" с противниками. Тут не все так просто и быстро. Не всех можно заинтересовать вообще. Иных наоборот - заинтересовать крайне сложно, но если заинтересовал... горы свернут ... иногда вместе с шеями ;) всем остальным противникам. Такие примеры и у меня есть. Но все же, если это возможно таких людей откладывать на закуску, если они не на ключевых постах. Если на ключевых - значит сжимаем зубы и вперед на амбразуру...

      В данном случае не всезамечания связаны с последним обучением, просто "памятка".

      Удалить
  2. Здравствуй, Антон. Не поверишь, у меня как раз обучение сейчас выездное в Екатеринбурге в проектном институте, не буду говорить в каком. Башка раскалывается, а ведь только второй день провел. (программа 5х8) Более сложной группы у меня наверно не было еще.
    Вот ты все так то правильно пишешь, но это же нереально. Я все пытаюсь добиться ограничения размера групп 6 проектировщиками, но ни заказчику, ни руководству не удается доказать такую целесообразность. Все как всегда упирается в бабло. Выездное и так не дешево стоит, а если его начинать дробить и растягивать его просто заказывать никто не будет. Второй монитор, тоже я об этом думал - на каждую логическую последовательность действий делать ролики, чтоб обучаемые могли их пересматривать по несколько раз, но много ли классов ты видел с двумя мониторами? Я ни одного. Да и машины в основном там стоят самые "тухлые", они и ПО то еле тянут. Ну да это ладно, если задаться целью - технически решаемо, пусть пока только теоретически. Но вот как быть с отбором "старых" и "молодых"? Каков порог? 45? 50? 55? 60? Все ведь индивидуально. Мне кажется тут даже не в возрасте дело. А дело во внутреннем сопротивлении чему то новому. Оно может очень рано придти. Человек просто не хочет учиться чему-то новому. Нет стимула для этого, например, или еще хуже гибкость мышления утеряна. Еще видимо "начальникам" очень стыдно перед "подчиненными", что вкуривают они медленнее них, и начинается поиск повода свалить с обучения. От ссылок на занятость и до очень неприятных обвинений в некомпетентности преподавателя. Ну да ладно это все было так - риторически. А вот теперь вопрос - почему по твоему обычно пожилым людям тяжелее всего освоить САПР? Это действительно неумение или все же в основном нежелание?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Большинство упомянутых пунктов это "пожелания" из серии "как лучше", но понятно, что жизнь накладывает свои суровые рамки.

      Тем кто обучение "продает" кажется, что больше человек в группе - значит больше прибыль, если сумма зависит от количества. Если не зависит - кажется что клиент будет более доволен ибо сэкономил.
      Тем кто "покупает" хочется минимизировать затраты, даже не столько денежные сколько временные, и сразу получить побольше квалифицированных спецов.

      Приходилось работать с разным размером групп. Из опыта могу сказать, что для CAD'а (базовый и даже продвинутый/расширенный курс) - 15 человек является граничным числом. Лучше если 5-10. Кстати меньшая по размеру группа тоже не всегда хорошо: обучаемым не скем соревноваться, чаще сбивают с программы на нечто непрограммное (либо вообще не из курса, либо в курсе рассматривается позже), что часто идет в ущерб общей подготовке.
      Для CAE и специализированных вещей требующих более глубокого понимания чем просто базовый курс CAD'а - 10 человек это уже очень много. Лучше если группа до 5. Оптимальной является группа в три человека для подобных курсов. Если конечно люди имеют достаточную предварительную подготовку.

      Удалить
    2. >Выездное и так не дешево стоит, а если его начинать дробить и растягивать его просто заказывать никто не будет

      В случае выездных курсов вообще многое из написанного теряет актуальность, потому как превращается в раздел фантастики. Увы.

      Тем не менее тут главное понимать, действительно ли заказчик хочет обучить, и чтобы с этого был толк. Или надеется, что сразу после обучения с неба посыпется "манна небесная" и снизойдет озарение. К сожалению второй вариант ближе к жизни.

      Что касается вторых мониторов. Я в своей жизни видел достаточно: и классы для CAD без проектора.. и даже чтение прикладных САПР программ у доски вообще без компов. С зарисовыванием на доске иконок, и перерисовыванием их в тетрадь.

      Кстати видел людей которые и на таких примерах чему-то научились. Видел и людей которые и без хелпа (тогда его достать было тяжело) и без обучения сами осилили что-то и вполне неплохо. Кстати среди них есть и люди с хорошо под (за)пенсионным возрастом. Хотя последних крайне мало.
      Вторые мониторы могут стать реальной помощью. Также как замена доски с мелом на проектор. Временно, почти в любой конторе можно собрать несколько таких машин под обучение, но это часто значит отрывать от работы большее кол-во людей чем изначально хотелось бы.

      Можно, конечно, свысока сказать, что под серьезный софт нужны только серьезные компы с кучей оперативки, большими мониторами, винтами, профессиональной графикой... Можно но я знаю в каких странах мы живем, и какое это отношение имеет к жизни в большинстве случаев. По сему это просто соображение, с аргументацией, а не "обязаловка". Знаю, что у нас часто скорее машину любовнице купят, чем вторые мониторы.. даже если последние требуют меньших затрат.

      Удалить
    3. >Но вот как быть с отбором "старых" и "молодых"? Каков порог? 45? 50? 55? 60? Все ведь индивидуально. Мне кажется тут даже не в возрасте дело. А дело во внутреннем сопротивлении чему то новому.

      Уже говорил, что по опыту люди этак 35-50 лет часто хуже чем те кто старше. Ибо они уже что-то знают и умеют и у них есть еще много сил чтобы сопротиыляться переменам.
      Тем не менее возрастной вопрос стоит остро. Потому что чем человек старше тем многие вещи для него делать сложнее: Хуже зрение, хуже моторика, повышенная утомляемость... многое другое. В среднем это более чем справедливо. И иногда получается ситуация "и рад бы... да.."
      Основным тезисом обучения людей старшей возрастной группы, как впрочем и начальства вообще, я считаю не научить их самих, а дать понимание возможностей, ограничений и базовых методов и понятий.
      Если люди могут освоить - хорошо. Нет - в нормальном коллективе можно и по другому.

      И еще одно. Есть такое понятие как выходное тестирование, но часто есть и входное. Ведь для понимания и выполнения курса нужно обладать определенными знаниями и навыками. Причем часть из них формируется в ходе обучения, но часть ОБЯЗАНА уже быть и быть не ниже определенного уровня. Так что для таких случаев желательно вводить условия начальной отбраковки.

      Что касается начальства. Частично уже писал. Не так уж и часто нужно чтобы начальник именно сидел и пахал на равне со всеми - у него другие задачи. И отсутствуют начальники тоже не всегда из-за отсталости. Хотя и эта причина очень частая. А еще начальники любят "тупо" сидеть с умным видом и них... не делать. Или еще лучше подзуживать тех кто учится что они чего-т не могут сделать, а это элементарно... или вообще умничать не по теме...
      Но тут уж как повезет. Если человек умный - и сам поймет. Нет - будет делать как считает... и все остальное - проблемы уже Ваши.
      Для таких случаев нужно наверное создавать специальные курсы чисто под начальников.... ;)

      Удалить
    4. >А вот теперь вопрос - почему по твоему обычно пожилым людям тяжелее всего освоить САПР? Это действительно неумение или все же в основном нежелание?

      Берем русскоговорящего ребенка 5 лет, поселяем в США. Через полгода он говорит на английском, как на родном. Через пару лет может и русский не вспомнить.
      Берем среднестатистического 20 летнего через полгода он может объясниться, через пару лет уже хорошо говорит. Но 80% мыслей все равно на родном языке. И чтобы он перестал быть родным нужно еще лет 10 и вообще без практики на родном языке. И даже тогда ряд вещей (строение фраз, поговорки, просто привычки) все равно будут выделять его из толпы сограждан.
      Берем пожилого человека. Жизнь заставит - выучит. Но все хорошее для него связано с другим языком. А тут ему говорят, что это не правильно?

      У молодых меньше устоявшихся связей и при необходимости они замещаются аналогами. А чем больше у человека опыта, особенно однобокого - тем больше и прочнее у него связи. Обучение чего-то что не укладывается в такие рамки сродни переломам костей и разрыву мышц и связок. У ребенка зарастет "аж бегом", в крайнем случае "до свадьбы", а вот для человека в возрасте - проблемно. И учтите что для человека в возрасте все это китайский язык да еще и алхимия вместо привычной механики (к примеру).

      Представьте себе, что Вас сейчас будет учить инструктор араб, на арабском языке, по управлению самолетом-истребителем китайского производства. И все подписи даже не на арабском, а китайскими иероглифами. Но подписи "слизанные" с французского самолета. А Вы даже прав на автомобиль не имеете. Как Вам будет в обучении?
      Вот так и им.

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
Rambler's Top100