воскресенье, 2 октября 2011 г.

Пару слов за активное Сотрудничество

Оглядываясь на уже написанное по теме любви и дружбы ВУЗов с коммерцией и промышленностью, понимаю что пора заканчивать, а то выйдет бесконечный сериал типа Санты-Барбары. По сему, сегодня я постараюсь закончить описание по оставшимся вопросам и останется только один пост, обобщающий все вышесказанное. Как я уже упоминал, из вопросов остались не освещенными типы наиболее плодотворного сотрудничества требующих активного участия не только от ВУЗов, но и от тех кто в том или ином виде пожинает плоды нашей системы образования.

Условно весь список действия можно разделить на несколько категорий:

  • работа ориентированная на студентов (абитуриентов)
  • работа ориентированная на преподавателей и специалистов предприятия
  • работа ориентированная на ВУЗ.

 

Итак, что касается студентов, то самым простым и привычным является отбор наиболее подходящих студентов на преддипломную практику. Это может быть практика перед бакалаврским диплом, или перед полным магистерско-специалистским, не принципиально. В чем плюсы?

С одной стороны “дети” уже получили практически полное образование, и не являются совсем уж “тупыми неучами” (по крайней мере, если организация немного подсуетилась с тем, кого брать на практику). С другой, если эти же студенты потом придут работать на предприятие то вхождение в коллектив и в работу будет гораздо более быстрым, а следовательно “переплата” будет минимальна.

Для студентов это удобно и хорошо тем, что во первых это реальная работа, реальные навыки и опыт, которые пригодятся если они пойдут работать на данное предприятие, или хотя бы по специальности. Во вторых это строчка в резюме. В третьих на время практики у них и так нет пар, соответственно нет никаких срывов учебы из-за пропуска пар.

В чем плюсы ВУЗа? Уменьшение нагрузки на преподавателей на время прохождения практики (если конечно преподаватели тратят свое время на студентов на практике). Далее, это выпуск более подготовленных специалистов, т.е. престиж ВУЗа. Налаживание нормальных отношений с предприятиями и коммерцией (если студенты нормальные). Реальные дипломы, а не высосанные из пальца темы актуальные для доперестроечных времен.

В чем минусы? Для ВУЗов – они по сути отсутствуют, ибо по идее 90% студентов должны проходить подобную практику вне стен родной алма-матер. Для студентов – то, что за реально выполняемую работу обычно не платят. Я не буду говорить про качество подобной работы, оно бывает очень разным… И не собираюсь говорить, что отсутствие платы – это лыабсолют. Но преимущественно организации в которых проходят практику не платят практиканту ни малейшей, даже символической копейки, даже за нормальную работу. Хотя наверное находятся и обратные варианты, когда скрепя сердце, и скрипя зубами контора платит за некачественно выполненную работу….

Следующий минус, что те предприятия и организации, которые соглашаются на практику (как на источник халявной раб.силы) редко на самом деле привлекают студентов в качестве дальнейшего места работы…

Но это для студентов. А в чем минус для организаций? Он обычно состоит в низком качестве работников, а также в ограниченности срока практики. Если практика продлится от месяца до трех, то никакой длительной работы не поручишь, в проект не впихнешь и прочая прочая, т.е. даже если студент толковый, все равно за ним придется доделывать и переделывать, что мягко скажем немногим улыбается.

Кроме того, если в качестве задания для студента дается не полное фуфло, которое никому не нужно и лишь бы была отмазка (а в таком случае еще и неизвестно что лучше, чтобы практика была, или чтобы ее не было), то должен быть человек (а иногда и не один), которому придется постоянно отвлекаться от своих основных обязанностей и тратить свое время на бесперспективные кадры. Бесперспективные потому что мало кто из них вернется сюда работать, а также по причинам указанным выше.

Тем не менее подобная практика – один из наименее затратных способов активного сотрудничества. Сотрудничества, которое все же может дать определенные плоды. Особенно если в комплексе с другими вариантами.

Например “индивидуальный план развития студента”. О нем уже упоминалось, и даже говорилось что данный пункт может быть вполне пассивным, но тогда и результат будет не лучшим. А вот если студент начиная с третьего-четвертого курса учится по подобному плану, и проходит практику на предприятии. То скорее всего он на это предприятие и придет работать, и толку от него будет существенно больше, потому что он уже не первый год работает в подобном направлении. И даже тот факт, что месячная практика быстро заканчивается не сильно мешает, ибо студент по сути не ограничивается подобным месяцем, а начинает и  продолжает работу над заданиями предприятия в рамках учебной программы в течении того времени, которое для этого нужно.

Естественно, что тут надо заинтересовать студентов на подобное сотрудничество. Можно по примеру Владимира Талапова заманивать Шоколадками, можно Тугриками (об этом позже). Но все же студенты нынче пошли сплошь меркантильными, и потому неплохим вариантом являются студенческие стипендии. При этом нет необходимости тратить сверх много. Просто поверьте, что в конкурсе на три повышенные стипендии поучаствует в самом скромном случае не меньше 10 студентов, из которых Вам потом будет кого выбрать для себя. Да и лояльности подобные стипендии добавят существенно. Особенно если выдаваться будут не “родственникам”. Если не верите, обратитесь к опыту устроителей различных лотерей, они в накладе не остаются. Да что далеко ходить, вот Autodesk не так давно (один из последних абзацев, про сообщения) устроил конкурс и сразу оживил сообщество. Так что  3-10 стипендий (ежемесячных, квартальных, семестровых) с очень разными условиями (от просто высокого среднего бала по учебе, до реальных и наиболее впечатляющих результатов по задачам Вашей организации) могут всколыхнуть даже такое болото, как Высшее Учебное Заведение….

Естественно, что в зависимости от финансовых возможностей, “приблатненности” целевой аудитории и ВУЗа и ожидаемого результата можно выбирать варианты от и до. Но выбирать уже Вам.

 

Если немного расширить последнее утверждение, то никто не заставляет Вас устраивать соц.соревнования лишь в одном ВУЗе… Вы вполне можете стать спонсором на региональных или даже государственных соревнованиях, конкурсах, конференциях. Опять же напоминаю, что и активность участия и контроля, как и степень вложений – определяете Вы в зависимости от Ваших задач. На всякий случай намекаю, что речь в данном абзаце идет не только о студентах, но и о преподавателях/научных коллективах. Вам никто не мешает объявить грант на выполнение какого-то объема нужных Вам работ, а далее пожинать плоды соперничества.. Главное не сильно жлобиться, иначе Плоды Вы пожнете… но не те какие хотелось бы, а вполне законные (кто не понял вспомните байку про то как скупец захотел из одной маленькой шкурки кучу шапок себе сшить).

Продолжая тематику по привлечению студентов. Вы можете проводить (от полностью устраивать, до “информационно поддерживать”) для студентов и целевой аудитории различные тренинги, деловые игры, и даже студенческие лагеря (по примеру того, что было в союзе). Создавать или поощрять различные СКБ (студенческие конструкторские бюро), КЮТы (клубы юных техников) и пр.

Даже помощь в организации практики по обмену студентами с заграницей тоже не бесполезная вещь. Потому что отнюдь не все там останутся, а опыт вещь нужная. Как и та благодарность, которая будет в Вашу сторону при нормальной организации подобных мероприятий.

 

Ладно. То что было написано выше преимущественно касается работы над обработкой студентов и непосредственной работы с ними. Некоторые вещи, как я уже упоминал подходят не только к студентам, но все же. Теперь настала пора поговорить о том, что студенты это хорошо, но для того чтобы качество студ.материала улучшилось необходимо как-то поработать и на пед.составом. Потому как если по предметам типа физики, теормеха, начерталки, математики  все еще +/- нормально (там где не все уже давно покупается), то вот по специальным предметам и САПРу, кафедры часто отстают от требований времени еще больше чем предприятия. Почему? Потому что для предприятий это вопрос выживаемости, а кафедры еще долго будут жить и выживать и без этого. А значит нужен мощный толчек и стимул.

Наиболее простым, во многих смыслах, вариантом является проведение за счет организации курсов повышения квалификации у преподавателей ВУЗов и учителей школ. И не смотря на то, что большинство подобных мероприятий проводится и посещается для галочки, при нормальном проведении (хотя бы отсеивании тех кому это на деле не нужно и ничего окромя бомажки не даст) эффект дает просто огромный. Именно понимание этого и заставляет вендоров и диллеров устраивать различные (условно) бесплатные (а часто и не условно) тренинги и обучения. Но в этом заинтересованы и предприятия, как те кто будет потом потреблять результат. И если Вендоры/Диллеры будут обучать только тем продуктам, которые сами продают и то, максимум в объеме “кнопок”.. То Вы как будущие потребители может обучить тому что нужно Вам, и не только в кнопочном объеме.

Кроме того, не на всех кафедрах все так печально, и некоторые кафедры вполне без дополнительного обучения могут провести переподготовку Ваших кадров в том объеме, который нужен Вам. А даже если чего-то не знают… обучить нескольких профессиональных преподавателей может выйти существенно дешевле, чем Ваших сотрудников. Почему? Потому что Вы не отвлекаете Ваших дорогостоящих сотрудников каждый раз при необходимости обучить новую группу. Потому что профессиональный преподаватель это все таки профессиональный преподаватель. Он специалист в преподавании, причем больший чем многие Ваши специалисты. Да он может быть меньшим специалистом в технических вопросах, но вот учить и преподавать он умеет обычно лучше. Ну и опять же это дешевле чем каждый раз заказывать вендорам-диллерам.

Если же Вы считаете, что лучше (или кроме) Ваших специалистов никто не сможет прочитать определенные вопросы для студентов.. И эти вопросы принципиальны – договоритесь и пусть отдельным потокам Ваши специалисты прочитают то, что нужно Вашей организации..  В конечном итоге отдача будет.

 

Последнее что хотелось бы упомянуть касается не столько студентов и преподавателей, сколько сразу весь ВУЗ (ну или там факультет). Это создание совместных центров и филиалов. Цели задачи и формы тут могут быть абсолютно разные:

Просто пропиариться в прессе. Куда уж денешься, все у нас это дело любят..

Создание филиала кафедры (факультета, института) на предприятии, чтобы его сотрудники могли проходить обучение и повышение квалификации минимально отвлекаясь от рабочего процесса, а студенты получать практику и лабы на реальном предприятии

Создание филиала предприятия (огранизации) на кафедре-факультете. В этом случае обучение тех же сотрудников предприятия может проводиться силами кафедры на ее мощностях, без необходимости выделения помещения и оборудования предприятием. Опять же помним о том, что учебные лицензии стоят меньше коммерческих

Создание научного центра, где научники института работая по более дешевым академическим лицензиям (естественно таким, которые подразумевают подобные варианты) работают над задачами предприятия, или центра в котором целенаправленно учат студентов нужным Вам вещам. Вы можете полностью оборудовать этот центр (подобрать и оплатить персонал, ремонт, оборудование, софт), можете просто сделать что-то одно (например подарить лицензии)… Это уже Вам решать.

В общем, вариаций очень много, и в последнее время все чаще объявляется о создании подобных центров и филиалов. То вендооры в купе с ВУЗами создадут, то диллеры, то сами предприятия, то вообще несколько организаций соберутся вместе. Это радует. Даже если успехи больше потемкинские, это тоже нужно. Но конечно хочется чтобы было и в реальности, а не только на бумаге.

 

Господа представляющие интересы вендоров, диллеров, коммерческих организцаций, учебных заведений кроме нас никто это не сделает! Так давайте не спрашивать кто что может сделать хорошее для нас, давайте искать способы взаимовыгодного сосуществования.

 

Ну и напоследок, по ставшей уже привычкой традицией, тезисно по написаному.

Возможные варианты активного сотрудничества:

  • Организация производственной, пред/дипломной практики/стажировки студентов на предприятии;
  • Программы обучения "Индивидуальный план развития для студента";
  • Стипендиальная программа для студентов;
  • Организация соревнований между студентами ВУЗа/ВУЗов. (задания, судейство, спонсорство, соорганизация) конкурсы, соревнования, отборы, гранты (личные и коммандные);
  • Организация и участие в тренингах, семинарах, студ-лагерях, деловых играх;
  • Помощь в организации практики по обмену студентами.

 

  • Организация курсов повышения квалификации для преподавателей ВУЗов и учителей школ;
  • Заключение договоров о контрактно-целевой переподготовке специалистов для Вашего предприятия
  • Участие специалистов Вашего предприятия в учебном процессе в ВУЗе (преподавание специальных курсов, факультативных программ);
  • Создание совместных Центров и филиалов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
Rambler's Top100