суббота, 20 августа 2011 г.

Пару слов за равновесие

В прошлый раз в дополнение к черно-серым картинам бытия (pic.1, pic.2, pic.3, pic.4), было намечено направление, для верной дороги, по которой надо идти товарищам. Причем как гласит устав желательно в ногу и колонной. Теперь осталось посчитать на ней повороты, шлагбаумы и прочие элементы триала.

То с чего я сейчас начну, совпадает с тем, на чем я остановился в прошлый раз. Т.е. на кадрах. Вопрос увеличения числа голов кадров, из перечисленных, является наиболее простым и понятным, по сему на нем в данный момент заострять внимание не буду. Но предприятию не нужны «мертвые души», а значит, в те головы, которые уже есть на предприятии, и которые появятся надо вложить хоть немного актуальных и нужных знаний. И таким образом, благодаря процессу обучения, из просто набора голов, мы получим набор светлых голов. Ибо ученье свет… Но за свет, как мы помним нужно платить. Временем, деньгами, людьми снятыми с непосредственных работ… Именно это и останавливает многих начальников на предприятиях. Но, как ужо говорилось, без этого «и ни туды, и ни сюды». Опять же, не смотря на возможность привлечения внешних специалистов для обучения, если предприятие не начнет сам процесс, за него это никто не сделает.

Далее. Очень часто, особенно в отношении недавних выпсукников, слышны фразы в стиле: нам не нужны САПРовики, нам нужны специалисты, владеющие конкретными специальностями, а САПРу мы их и сами научим. Впрочем, тут стоит отметить, что те кто так утверждают нередко берут студентов, владеющих САПРом, даже не нужных им специальностей, даже при наличии выпускника знающего нужную специальность, но не владеющего САПРом. Объясняют это тем, что первого проще переучить. В общем, фразы конечно хорошие, но немного не корректные и вообще от лукавого. Говоря о некорректности, я имею в виду не только то, что поступаю не так как сказано, но и то, что под «владением САПРом» подразумевают не именно владение САПРом, а знакомство с какой-то CAD. Причем не знание, а именно знакомство. Вполне возможно, что данные выпускники освоившие CAD самостоятельно или даже в рамках ВУЗовских предметов, считают что они владеют CAD'ом. На деле же как и в случае с сотрудниками на предприятиях много лет работающих в одной системе, это не всегда верно. Люди владеют азами, причем практикой без теории. Причем достаточно ограниченной практикой.

А если вспомнить, что САПР это не только CAD (как это уже неоднократно озвучивалось), то на самом деле предприятиям нужны «чистые САПРовики», как нужны бухгалтера, «системные администраторы» и пр. Но, во первых это мало кто понимает, а во вторых, таких выпускников у нас практически нигде не делают. А даже там где пытаются таковых сделать, «готовыми к употреблению» выходят единицы.

Что же получается? В общем случае предприятиям сейчас не нужны: ни люди, знающие только конкретное ПО, и не обладающие при этом классической технической ВУЗовской подготовкой; ни люди обладающие «специальными» знаниями, при полном отсутствии навыка работы с ПО.

При этом есть организации, которые утверждают, что для них нет разницы между выпускником только что закончившим ВУЗ, и человеком проработавшем на нашем предприятии 10 лет, ибо никто из них не обладает тем опытом, который нужен для успешной работы в данных организациях.

Есть организации, которые предпочитают брать выпускников конкретных специальностей (желательно имеющих какой-то опыт работы) и дальше шлифовать.

Есть организации которые готовы взять просто толкового человека, не важно какой специальности (а хоть и без нее) и создавать специалиста «с нуля».

Но если посмотреть на то, что пытаются сделать конторы с вышеупомянутыми подходами, то получается, что им недостаточно чтобы человек обладал знаниями и навыками по специальности и ПО. Они пытаются научить людей грамотно связывать в единую систему знания по специальности и САПРовский инструментарий. К сожалению, такие подходы существуют преимущественно в небольших компаниях работающих преимущественно «на Запад». На больших предприятиях до такого третьего требования доходят только после очень длительных проб и ошибок, и то не всегда.

Впрочем, есть еще один момент, на который необходимо обратить внимание. Вследствие того, что в современном мире, особенно в мире САПР актуальность информации падает с катастрофической частотой, как уже упоминалось, необходимо постоянно проводить различные тренинги, переподготовки и «повышения квалификации», с помощью которых будет передаваться передовой опыт. Впрочем, не только передовой, но и классический.

В общем, если у Вас есть люди с хорошей профессиональной подготовкой по специальности, Вы купили им лучшее программное обеспечение, и даже поставили мощные компьютеры, чтобы это все не тормозило, но при этом решили, что раз люди профи, то они и сами разберутся… Или даже потратили что-то на обучение персонала, но по минимуму, можете считать что Вы выкинули деньги в мусорный бак. Только что выкинули с шиком. Нет толк и эффект будет, но существенно меньший чем мог бы быть при толковом обучении. Именно из-за подобной глупости (покупка ПО и харда без обучения персонала) многие и разуверяются в эффективности конкретного ПО, и даже всего САПР. И так происходит до того момента, пока кто-то не переборет подобное предвзятое решение и не проведет обучение. Именно после подобного часто и рождаются приторно сладкие статьи и пресс-релизы, о том, что данное ПО подходит для конкретных отраслей, а остальные ближайшие конкуренты – абсолютно нет. Как говорится: может, что-то в консерватории подправить?

По аналогии с предыдущими статьями, тезисно перечислим основные пункты:

  • Проблема обучения кадров в части САПР, конечно, для Вашего предприятия есть проблема Вашего предприятия, и ее, кроме вас, никто не собирается решать.
  • Специалист, владеющий САПР, должен быть обучен: 1) специальности; 2) САПР; 3) их грамотному применению.
  • Специалист, владеющий САПР, должен периодически проходить переподготовку.
  • Средства, потраченные на САПР, оказываются потраченными впустую без затрат на обучение.

И как общий итог, можно сказать

«Золотое правило»: затраты на «софт», «хард», «кадры» должны быть сопоставимы.

Не обязательно, чтобы равны были, но чтобы хоть сравнимых порядков. На этой нравственно-поучительной ноте я и завершу сие повествование. Но цикл еще не закончен. Так что милости прошу, заходите на огонек еще.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
Rambler's Top100