Информатика. Один из основных курсов, как среди технических, так и среди гуманитарных специальностей. С той небольшой разницей, что для технических он обычно читается на первом курсе, а для не технических курсе на третьем. Я не собираюсь спорить с тем, что компьютеры, Интернет и прочее прочно обосновались в нашей жизни как современные реалии. С этим глупо спорить на страницах интернет-блога.
Но при этом получается интересная дилемма. Многие говорят даже, что сейчас умение пользоваться «высокими технологиями» является таким же атрибутом грамотного человека, как и умение выражать свои мысли в устном и письменном виде. Красивая фраза, если бы не несколько «но».
Первое. Двадцать лет назад, когда такая фраза начала входить в обиход среди людей задействованных в техническом образовании, компьютеры действительно были высокими технологиями. Десять лет назад Интернет для многих был чем-то запредельным. Сейчас же, компьютер и Интернет являются не высокими технологиями, а ширпотребом (товаром широкого потребления) во всех смыслах этого термина. Да, компьютеры есть еще далеко не у всех слоев населения. Да, доступ к Интернету за пределами крупных городских центров мягко скажем обычно ограничен. Но уже достаточно тяжело найти молодых людей в возрасте Выпускника Школы, чтобы они не имели какого-то понятия о компах и нете, даже если в школе ничему подобному не учили. Зачастую отсутствие компьютера и Интернета, не являются препятствием наличию личной страницы в «вКонтакте» «одноклассниках» и прочих проявлениях моды. Понятнее дело, что уровень компьютерной грамотности оставляет желать лучшего, но тут можно вернуться ко второй части приведенной фразы. А именно на счет умения выражать свои мысли в устном и письменном виде. Итак, Второе. Не смотря на то, что уровень обучения компьютерной грамотности в школах, особенно в глубинке, часто является не высоким и не редко отсутствует как класс, а правилам грамматики, синтаксиса, пунктуации, лексики, стилистики и прочему теоретически уделяется внимание на протяжении всего школьного обучения (язык и литература)… Так вот не смотря на это, среднестатистический уровень грамотности, что в компьютерном направлении, что в языковом очень близок друг к другу и отнюдь не отличается высотой уровня и глубиной познаний.
Причем, в ранешное время, человек с низкой грамотностью, мотивацией и умственными способностями попадал куда угодно, но только не в ВУЗ. Сейчас же не смотря на наличие высоких проходных балов попадаются такие экземпляры… что становится страшно. ВУЗ уже давно потерял возможность фильтровать входящий поток на входе, и почти полностью потерял возможность проводить фильтрацию в процессе (где-то совсем, где-то еще стараются). В итоге среднестатистический выпускник это не многократно просеянные зерна от плевел, а уверенный лентяй с 16-18 летним стажем. Следует учесть, что такой не малый стаж приходится на возраст 20-22 года. Отсюда и полная деградация по всем направлениям, включая доверие к ВУЗовскому образованию, в т.ч. и со стороны абитуриентов, и со стороны предприятий, и даже со стороны ВУЗа.
Но вернемся к информатике. Итак, не смотря на то, что наличие компьютера дома сейчас столь же привычно, как и наличие речевого аппарата и мозгов, с грамотностью в использовании этих направлений проблемы. (справедливости ради следует отметить, что у автора сих строк с грамотностью также большие проблемы, но у меня при этих проблемах хотя бы не отличные оценки). С этой точки зрения наличие предмета «информатика», которое выровняет уровень знаний до единого не просто нужен, без него нельзя. Но тогда не понятно, почему те, кто ратуют за «информатику» возмущаются на наличие на младших курсах и языковых предметов (особенно в регионах с несколькими языками). И также не совсем понятно, почему тогда не вводят в ВУЗовский курс арифметику. Ведь у большей половины студентов такие проблемы с математикой, что они, как говорится, даже не знают, что половина не бывает большей или меньшей.
Если то, что студенты не умеют писать, считать и много чего другого не вызывает желания влепить кучу дополнительных дисциплин считая их общеупотребительными, то зачем в прогрессивный век колесования компьютерных технологий, которые на данный момент частично даже больше распространены чем технологии «устного счета» и «письма от руки», уделять столько времени информатике?
Ладно, проехали. Идем дальше. Что читают в информатике? О… тут разброс такой, что двух одинаковых мнений не сыскать. От устройства ЭВМ, с перечнем сопроцессоров, EGA, CGA, VGA, локальными сетями на коаксиале и Т-коннекторах, командах GO TO. И до предложения вместо информатики читать трехмерное моделирование, которое студентам нужно и полезно.
По первому направлению. С одной стороны технически грамотный специалист должен разбираться в той технике на которой он работает, чтобы лучше ее эксплуатировать. Но в условиях когда сами продавцы в компьютерных магазинах, которые не первый десяток лет занимаются исключительно продажами компьютерной техники и при этом не всегда могут даже с наличием интернета под руками внятно объяснить разницу между схожими компонентами (например видеокартами). Так вот в таких условиях перегружать человека устаревшими знаниями, которые ему и не пригодятся, потому что он уже компьютер воспринимает не как совокупность комплектух, которые надо собирать руками, а как красивую коробку из магазина. Даже если Вы нагрузите человека не устаревшими знаниями, через 5 лет, когда настанет пора выходить из института эти данные устареют, а то и быстрее. Пять лет назад общий объем винчестеров на нашем кластере был около двух терабайт. Еще чуть чуть, и объем оперативки текущего кластера будет таким же.
Аналогично и с другими вещами. Под устареванием информации я имею в виду не то, что уже не используются перфоленты/перфокарты/дискеты всех сортов/касеты/стримеры и пр. Или что меняются технологии. Под устареванием информации я понимаю ее переход в разряд ненужной. На самом деле такое потребительское отношение это плохо. Плохо потому что человек перестает думать о причинно следственных связях, и в случае возникновения проблем, считает их исключительно проблемами техники. Сейчас еще придут облачные вычисления в массы и вообще хана будет. Народ начнет гонять «полубесконечные циклы» на удаленных серверах. И не важно, что при грамотной постановке это можно посчитать на логарифмической линейке быстрее (даже если учесть время на изучение методов счета на этой самой линейке).
Да это плохо, но это норма жизни и от нее никуда не деться. Как и от следующего момента: Восьмидесяти процентам технарей работающих по своей специальности не нужно программирование как класс. Оставшиеся двадцать приходится на чистых программеров. Почему я так говорю? Потому что по нашей жизни программ хватает почти на все случаи жизни. А вот если взять за основу те случаи, когда не хватает, то оказывается, что тех знаний, которые можно вложить в технаря не программиста без ущерба для основной специальности, для решения этих специфических задач тоже катастрофически не достаточно.
Да есть отдельные задачи автоматизации какой-то части работы с использованием каких-то уже готовых программ, которые при понимании основ алгоритмизации, знании зачатков программирования и умении читать хелп можно решить. Но как уже сказано - 1. для этого не нужно N семестров учить программирование, 2. все равно придется учить, как подогнать имеющиеся знания под текущую проблему и текущий софт. Кроме того, тут еще один немаловажный вопрос стоимость средств разработки чего-либо обычно отнюдь не маленькая, и обучая чему-то одному, Вы ставите человека в нехорошее положение, а обучить всему Вы не сможете. Отсюда, следуя приведенным выше аналогиям, программирование (для общетехнических специальностей) во многом получается таким же атавизмом, как информация о перфолентах или мониторах CGA. Под «общетехническими специальностями» я объединил все специальности, на которых готовят не чистых программистов, а конструкторов, технологов, расчетчиков, эксплауатационщиков, производственников, строителей, архитекторов и пр.
Что же касается чтения вместо информатики трехмерного моделирования. То тут вообще отдельный вопрос, который в пяти словах то и не объяснишь.
Мне могут поставить в вину, что ругая текущую ситуацию, я не даю никаких рекомендаций для исправления. Этому есть несколько причин. Первая – я не провидец, а ситуация крайне сложная. Вторая - идеальных вариантов решения не существует. Третья – даже если бы я действительно знал как, решения принимаются на гораздо более высоком уровне, на уровне министерств, потом ректоратов и далее по нисходящей лестнице. Мой уровень где-то в самом низу, разве что чуть выше студентов и школьников
Комментариев нет:
Отправить комментарий