пятница, 14 января 2011 г.

Преподавать или Учить? вот в чем вопрос!

Как-то так исторически сложилось, что учителя у нас все в школах, а в ВУЗах, техникумах и прочих заведениях у нас сплошь преподаватели. Кто-то недоумевает, кто-то путает, кто-то бесится, кому-то наплевать. Мне знаком один человек работающий и в школе и в ВУЗе. На школьных уроках я его не видел, но на парах ВУЗа стоит студенту ошибиться и назвать кого-то учителем и его начинают за… э … поправлять.

Большинство же вообще считают место работы единственным отличием данных терминов. Впрочем, не знаю как считают они, или как считаете конкретно Вы, а для меня разница между понятиями есть и достаточно большая.

На первый взгляд задачи обоих действительно похожи, но только в том, что касается общих задач образования, а в остальном…

На мой взгляд, основной задачей Преподавателя является вбивание хотя бы минимального объема знаний о предмете в головы максимально возможной аудитории. Кто-то поймет лучше, кто-то больше запомнит, но ориентация у преподавателя не на лучших, и не на худших, а на средних. Можно даже сказать среднестатистических. Недавно вспоминался старый анекдот о работе преподавателя (ссылка). Так вот это классический пример хорошей работы преподавателя.

Задача Учителя в другом – он должен передать свой опыт и знания в наиболее благоприятную почву, для дальнейшего процветания и развития идей.

Отсюда получается, что Преподаватель работает с сотнями людей одновременно, а Учитель – с единицами.

Вполне возможно, мне сейчас начнут возражать и приводить примеры преподавателей и учителей у которых даже самые отпетые двоешники выносили кучу знаний, а я тут про двоешников так «забываю». Нет, не забываю. Учащийся, чей уровень знаний, терпений, усидчивости и других нужных качеств является ниже минимально необходимого, всегда наличествует. И эти люди всегда являются вызовом хорошему преподавателю и учителю, их мастерству, опыту и профессионализму. В какой то мере такие «отстающие элементы» для тех же преподавателей являются чем-то вроде индикатора. Приведу классический анекдот:

У лектора приглашенного на крупное предприятие спрашивают в чем секрет его феноменальных успехов. Тот улыбается и говорит: среди всей аудитории я обычно нахожу самого тупого и привожу примеры до тех пор, пока не увижу что и он все понял. В это время подходит директор предприятия, расхваливает лекции и вопрошает: Одно мне не понятно, почему всю лекцию Вы не спускали с меня глаз.

На самом деле редко когда преподаватель имеет право ориентироваться на парах на отстающих или на лучших. Самым правильным является ориентация на трех-четырех среднячков. Причина этому простая – ограниченное время. Если ориентироваться на худших – ничего не успеешь, на лучших – кроме них никто ничего не поймет. В последнем варианте есть еще одна проблема. Те кто быстрее схватывают редко ведут конспекты, а по сему очень быстро забывают, а значит, ориентируясь на них можно остаться у разбитого корыта.

Учитель в определенной мере менее ограничен по времени, его задача качество, а не количество.

Какой же из подходов правильный? Не знаю. Как по мне, так нужны оба. Лично мне тяжело соответствовать своей должности. Я неплохой специалист, и, наверное, не самый бездарный учитель, но уж точно не преподаватель. Когда я занимался подготовкой единичных кадров у меня это получалось гораздо лучше чем сейчас, когда я вынужден заниматься потоком. В дополнение к потоку заниматься личностями я, конечно, пытаюсь, но мне это не удается. Как мне кажется.

Самым худшим в «преподавательстве» для меня это оценивание. Когда работаешь с одним, двумя ну пусть даже пятью людьми, тут просто и без обиняков объясняешь что и как своими словами, особенно если речь не идет о формальной оценке за предмет. Когда же приходится выставлять целым группам…. Даже без учета «звонков сверху» даже в самом нормальном случае очень тяжело проставить оценки. А уж в случае наличия разнобразных «родственников», «дебилов» и «умников». Особенно при учете того факта, что на других специальностях за то, что у нас троешники делают на втором курсе ставят отличные оценки. Да с них требуют больше, потому что им и дают больше. Да раз они за какую-то работу получили на втором курсе четыре, то фиг им за эту же работу кто-то имеет право поставить на следующих курсах даже тоже «четыре»… но все же Апатия – великая вещь, которая способна погубить все наглухо. При этом студенческая и преподавательская апатия замкнута в единый круг и одно тянет за собой другое, а то в свою очередь… И разорвать подобный порочный круг дано только Учителям от Бога.

Себя я таковым не считаю. Я уже говорил, что считаю себя не самым бездарным учителем, но даже до учителя без всяких оговорок, пусть и с маленькой буквы мне далеко. А уж до Учителя и тем более от Бога…

Кто-то может спросить: Так какого х… ты тут такой бестолковый делаешь?!!!

Отвечу. В свое время мне повезло – на моем пути попалось несколько Учитилей, которые изменили мои взгляды. Кто-то занимался со мной почти постоянно, кто-то наоборот забил и мне приходилось постоянно «доказывать» свою компетентность самостоятельно. Не важно. Важно, что они были. А в направлении, которое мне очень нравится (компьютерная инженерия и САПР), лично я сейчас вижу очень мало вообще тех, кто мог бы хоть кого-то хоть чему-то научить. Магнолия Могу ли я? Не знаю. По крайней мере, я пытаюсь, стараюсь и пробую сделать именно это. Пока еще пытаюсь.

И так как о Преподавателях сегодня всплыло уже два анекдота, а об Учителях не одного, то закончу анекдотом про Учителя от Бога, или Гуру, как их еще называют.

К одному проходимцу выдающему себя за Гуру являлось много кандидатов в ученики, но никто не удостоился чести. И вот один особо настойчивый таки достал Гуру.
Гуру вышел и говорит:
-Значит так некогда мне заниматься всяким отребьем, моя техника слишком специфична и требует определенного уровня. Пока не научишься ну к примеру пробивать стены кулаком мне вообще нельзя на тебя время тратить.

Кандидат в ученики ушел и год не появлялся. Гуру довольный и вот через год выходит и слышит:
- Смотрите учитель. КИЯ! - И ученик ударом пробивает стену храма.
-Мда.. Ну ладно, но только лишь разрушение пагубно для той техники, которой владею я. Пока не научишься проращивать семена в ладонях ты не сможешь понять идеи моего мастерства. Пшел вон.

Через пару лет Гуру на выходе их храма застает своего ученика с проросшим в ладонях лотосом, несмотря на снег и ветер.
-Ладно, последнее испытание – тебе нужно научиться сверхконцентрации – пока не научишься левитировать, чтобы меня больше не отвлекал!

Прошло еще лет 10 и вот одним утром выходя из храма он услышал голос с небес:
- Мастер могу ли я наконец стать Вашим учеником?

Мастер поднял голову и увидел левитирующего на высоте в десяток метров настойчивого просителя:
- Ну ни Х… себе, - сказал Гуру.

Кто-то может посмеяться, но задумайтесь – ведь он смог заставить человек научиться чему-то выдающемуся? Так кто он если не Учитель?!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
Rambler's Top100