пятница, 14 января 2011 г.

Преподаватель vs Специалист

В продолжение поднятой темы. Очень часто приходится слышать нарекания о том, что в преподавание лезут не специалисты в тех дисциплинах, которые собираются читать (например тут). Скажу крамольную мысль – преподаватель и не должен разбираться в предмете на уровне первоклассного специалиста. Зачастую это только мешает. А вот как раз профессионалов в чем-то, особенно одиночек, если они не имеют преподавательских навыков обычно, от оного преподавания надо вообще гнать в три шеи. Или хотя бы, для начала, провести их моральную адаптацию.

Причина простая – профессиональный преподаватель, даже будучи не слишком хорошим специалистом в предмете прочитает, предмет (весь курс для всего потока) гораздо лучше чем Профи в предмете со слабыми «скилами» в преподавании. Это не блажь, это многократно подтвержденный ФАКТ! Мне он самому долгое время был не приятен и не понятен. И тем не менее пришло время когда я стал на строну таких утверждений. Во многом причиной этому стало начало моей преподавательской карьеры и опыт первых лет.

Так вот. Преподаватель должен иметь поставленный голос (не громкий, не «музыкальный», а именно поставленный), должен уметь чувствовать аудиторию, должен уметь рассчитывать время (как в рамках пары, так и в рамках всего курса). Должен уметь чувствовать насколько идет материал. Должен уметь давать материал под диктовку (чему лично я например так и не научился). Должен уметь спокойно вести пару не поддаваясь на провокации и отсутствие интереса (не всей аудитории, а отдельных личностей). Должен уметь многократно повторять одно и тоже в разной форме. Должен уметь расположить аудиторию к себе, но без фамильярности и с сохранение определенной дистанции. Должен уметь оценивать. Причем не только оценивать, но и аргументировать оценки, а самое главное – ставить их.

Очень мало того, что перечислено выше входит в сферу профессиональных обязанностей кого-либо, если он не преподаватель/учитель. А без любого из перечисленных пунктов преподаватель получается убогим, и КПД сильно падает.

Когда-то я ходил на лекции в другой ВУЗ, меня интересовала микропроцессорная логика. Лекции были нормальными, но скушноватыми. Впрочем, там все настолько абстрактно, что термин «скушноватыми» не совсем подходит. Несколько лекций заменял другой преподаватель, и эти лекции я мог цитировать почти дословно еще лет пять. Даже сейчас, спустя 15 лет я помню отдельные моменты и по ассоциациям восстанавливаю многое, даже без конспекта. Даже с учетом моего склероза.

Каково же было мое удивление, когда я столкнулся с этим вторым преподавателем и узнал, что он преподает матфизику и к микропроцессорам отношения не имеет.

В то же время я видел множество спецов, точнее Спецов от Бога, которые даже в личной беседе не всегда могли объяснить доступно отдельные моменты, а уж когда дело доходило до работы с большой аудиторией….

Есть, конечно, такие, что «и швец, и жнец, и на дуде грец», но это талантливые люди, коих очень мало и у них одна черта не вместо другой, а в дополнение.

К сожалению, к последним я себя отнести не могу, скорее к предпоследним. За шесть лет преподавания, десять лет репетиторства и натаскивания кого попало, на что попало из бездарного преподавателя я перешел в посредственного (если судить по результатам и общему впечатлению). С «учительством» чуть лучше, раз те, кого я натаскивал, выигрывали разные конкурсы, причем иногда «походя». То, что многие из чужих студентов (чужих с точки зрения кафедр) прошедших через олимпиады и конкурсы, в том числе и под моей рукой работают сейчас на нашей кафедре, наверное, только подтверждает этот тезис. Жаль только, что по специальности в последнее время работаю все реже, а навык улетает очень быстро.

P.S. Возвращаясь к первому абзацу. Проблема не в том, что преподавать лезу не специалисты в отраслях машиностроения (приборостроения, медицины, архитектуры и пр. – подставить по желанию), а в том, что будучи неспециалистами в отрасли лезут преподавать люди, которые преподавать не умеют и не желают учиться ни тому ни другому. Вот это действительно проблема.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
Rambler's Top100