понедельник, 20 сентября 2010 г.

Сапер в Косынке.

В районе ничем особо не примечательного 2003-2004 года случился у меня один случай. Вспомнился он после прочтения нескольких недавних постов на темы обучения и внедрения/перевнедрения САПР (список постов в конце сообщения).

image

В те времена помимо института у меня было несколько знакомых подкидывавших мне различные подлянки работы. Некоторые из заданий я до сих пор считаю неординарными. Один из заказчиков был владельцем фирмочки занимавшейся проектированием изделий на заказ. Изделия отличались разнообразностью направленности от ДВС и редукторов до прессформ под пластиковые тарелочки. Что там было основным, что вспомогательным – не скажу, никогда не интересовался. Знаю что большая часть коллектива была выходцами с одного и того же предприятия. Фирмочка была среднего размера – весь коллектив с директором составлял что-то около 30 человек. Большая часть коллектива люди, умудренные и опытом и возрастом. Было и некоторое количество молодежи, но она как-то не приживалась. На моей памяти вопрос внедрения САПРа поднимался раза три. Каждый раз по разным причинам он откладывался. То компьютеры были дорогими, то софт было не достать, а то и становился вопрос о том, что же с йим собакой делать-то. За пять лет, который я видел коллектив, из софта там появлялись только плоские чертилки. По большей мере на них и привлекались мальчики из институтов. Были и попытки работы в 3D, но они по большей части глохли. Так что единственным апологетом 3D, там, по сути, оставался я. Но меня можно не считать, из-за того, что я был приходящее/уходящим работником. Постепенно, прессформы все чаще появлялись в списке заказов этого коллектива, и надобность во мне становилась все меньше и меньше. В то же время по моему основному месту работы у меня существенно возросла нагрузка, и было не до шабашек. А так как, изначально, меня привлекали в основном для лечения геморроя то, когда в очередной раз меня попросили подъехать - я честно сказал, что больше чем на консультацию я сейчас не способен. В то же время по старой памяти подъехал. Выяснилось, что директор фирмы хочет модернизировать процесс проектирования, так как по-старому они не успевают выполнять заказы. В качестве вариантов начальству видились два – внедрить САПР или нанять новых сотрудников. Так как с сотрудниками проблема, то встал вопрос, как наиболее безболезненно внедрить САПР. Директор - мужик умный, и в отличии от многих с кем мне приходилось общаться сам понимал, что менять лошадей на переправе не лучший вариант. Пообщались мы о задачах, о проблемах, которые потом у них получаются, после их текущего проектировочного процесса… посмотрел я, как народ пытается работать в САПРах… И честно, впервые за многое время, не знал что сказать. Задача интересная, но своих проблем хватает. Коллектив хороший, но не мой. Часов пять в общей сложности обсуждали проблему. Обсудили множество подводных камней, которые могут быть. Через пару месяцев меня попросили «подогнать» парочку студентов потолковее.

Но как оказалось главный эффект был отнюдь не от этого. Когда через полгода я немного подраскидал свои дела и сам заехал на фирму, я был поражен тем, что треть коллектива уже вполне успешно работает в SW. Кое кого из старых знакомых я не застал, зато заметил несколько молодых мальчиков работавших в поте лица. Директор меня принял радушно, а когда я поинтересовался, как ему за такой короткий промежуток времени удалось добиться таких результатов, он очень удивился:

  • -Ты ж сам сказал, что надо делать?!

 

Так как я за собой не помнил прямых рекомендаций, начали разбираться. Оказалось что в той памятной беседе, я сказал две фразы, которые и определили успех предприятия:

  • - Да пока они не научатся хотя бы косынку - раскладывать они ж мышку бояться не перестанут. Куда там CAD (Кто видел как народ в возрасте впервые садится за компьютер и держит мышку тот поймет)
  • - Стариков заставлять в трехмерке работать – только коллектив угробить. Главное чтобы они ее воспринимали. А работает пусть молодежь, заодно и опыта наберется.

 

Фразы не точные, но общий смысл таков. Они были сказаны в пылу мордобоя обсуждения, и я их даже не запомнил. А вот директор крепко задумался. И в итоге, не стал никого заставлять, а решил пойти по-другому. Мне бы такое и в голову не пришло, но раз уж я теперь знаю «формулу успеха» поделюсь чужим опытом:

Первым делом было обещана надбавка в зарплате для всех, кто начнет учиться кАмпутеру. Но при этом был установлен план-график. За месяц надо было научиться играть в Косынку, Паука и Сапера. На это давалось без ущерба к зарплате два часа рабочего времени. Через месяц те, кто не научатся, должны будут ежедневно тратить по 4 часа, но это время будет вычитаться из зарплаты. Тем же, кто одолеет, зряплата еще поднимается, выдается еще один месяц на баловство уже с SW. Не работу, а «баловство». В то же время им в подшефные попадает молодой мальчик, которому они должны объяснить, что нужно построить в 3D. Если же при этом еще и будут выполнены проекты – дополнительные двойные премиальные. Количество заказчиков  директор сразу уменьшил, с учетом, что народ фигней страдать будет. С молодежи требовалось максимально быстрое выполнение того, что им скажут делать, а со старшего поколения не требовалось непосредственно работать за компом. Главное было объяснить суть проекта и понимать, что система может.

 

Сказать, что все прошло гладко – значит соврать. Проблемы были и реально первые стабильные успехи начали появляться лишь к четвертому месяцу внедрения. В это время в коллективе были расслоения. Кто-то ушел разругавшись, кто-то не смог подстроиться, кто-то освоив новые рубежи ушел на более оплачиваемые должности. Причем, как со стороны «молодых», так и со стороны «опытных». Еще где-то год фирмочку трясло и «колбасило». Но на моей памяти это один из наиболее быстрых проектов внедрения.

 

В общем, когда я узнал о косынках и саперах я даже не знал плакать или смеяться. Оказалось, что иногда и от моего сарказма бывает толк.

 

Сcылки:
http://xagsm.livejournal.com/9049.html
http://red-cells.livejournal.com/6966.html

А как у Вас на предприятиях борются с технической безграмотностью “молодЁжЫ”,  компьютерной безграмотностью “сТариканов” и малыми зарплатами для “специалистов”?

1 комментарий:

  1. А у нас на предприятии воинствующая безграмотность. Начальство, если увидит трёхмерку(рисую я либо в 3д максе, либо в автокаде) - может зарплату понизить. Чтобы не тратил время на ненужные занятия. И это фирма, производящая элитную столярку.
    Вот так вот.

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
Rambler's Top100